Как создать мобильное приложение

По-моему, это был четверг. Дотащив свои уставшие конечности до офиса я с ужасом осознала, что сегодня совещание. К которому надо было подготовиться дома. О чем я благополучно забыла, полеживая накануне вечером на диване, вперив взгляд в экран монитора. Но теперь-то конечно меня озарило – презентация! Как говорится, хорошая мысля приходит… Ну да ладно.

В тот день на совещании мы должны были представить свои идеи касательно новой игры. Нужно было придумать, над чем конкретно мы будем работать ближайшие пару месяцев. Нам необходимо было что-то такое, что будет интересно прежде всего нам самим – ведь сложно работать над приложением, которое не вызывает бурного восторга, обильного слюноотделения и немедленного желания отдать последние кальсоны за его покупку.
Я решила далеко не ходить и вспомнить, какие игры нравились мне больше всего в те незапамятные времена, когда я в них играла. Оказалась, что я слишком преувеличиваю размеры собственного жизненного опыта – игра «Загадочный дом» занимала мой досуг всего лишь год назад, да и до сих пор висит на моей странице Вконтакте. Ребята предложили нечто похожее – Замок с привидениями, Подводный мир и тэ пэ. Суть наших идей можно было выразить двумя словами: найди предмет. У старших Укропов родилось другое предложение – Мастерская, основанная на логике и физике. После активных вначале и не очень активных в конце многочасовых обсуждений мы…так ни к чему конкретному и не пришли. А вы как думали? Не все так просто в компании Укроп. Любая, даже самая гениальная идея, рано или поздно проваливается в яму под названием «ограниченные ресурсы». Однако кое-что для себя я все-таки выяснила: независимо от результатов совещания мы УЖЕ делаем игру под кодовым названием «салюты». Тут-то я и сообразила, что, по всей видимости, одно из наших мини-совещаний я бессовестно продрыхла, поскольку не имела ни малейшего представления о том, что же такое «салюты». Виду я не подала и продолжала вести себя естественно, многозначительно кивая головой каждый раз, когда о них заходила речь...



...
 Насколько я поняла из нашего тогдашнего совещания, смысл этой пока еще концептуальной игры заключался в решении математических примеров, а каждый правильный ответ «вознаграждался» бы взрыванием салютов и фейерверков. И хотя некоторые были не в восторге от данного приложения, сделать его нужно по нескольким причинам. Во-первых, на тот момент это было единственным, что мы могли себе позволить без особых материальных затрат. Во-вторых, нам нужно было так сказать «набивать руку» - с каждым новым выпущенным приложением мы набираемся опыта, доводим какие-то аспекты до автоматизма, получаем новые полезные знания и навыки, учимся на ошибках. Ну и в конце концов любая уважающая себя компания имеет целый портфель приложений, из которых известными (читай прибыльными) становятся как правило одно-два. Даже такие успешные сегодня разработчики, как FairladyMedia (с их бабушкиным садом и дедушкиной мастерской, фичерящихся на Эпп Сторе уже которую неделю), начинали с паршивеньких пазликов, шариков и других не менее забавных вещиц. Так что пришлось некоторым непокорным смириться с «салютами», тем более что (как вы узнаете из моего дальнейшего повествования) начальная концепция поменяется еще добрую сотню раз: и до начала написания программы, и во время ее написания.
...
«Салюты» находились на стадии пред-разработки. Мы баловались эффектами, пытались представить себе общую картину, при этом доделывали и переделывали предыдущие и параллельные проекты. В этот период «затишья» я задумалась о том, как же нам, бедненькой братии разработчиков, сложно. Подумайте сами: есть несколько маркетов, на которых можно приложения разместить, чтобы там их народ видел и оттуда скачивал. И в каждом монастыре, как говорится, свой самовар. То есть решил замахнуться на оба рынка – изволь с правилами ознакомиться и программки свои к ним приспособить. Да и публика на маркетах существенно различается, что тоже надо учитывать.
Вот вам на закуску немного статистики. В 2012 году в мире насчитывалось около 1,2 миллиардов людей, пользующихся мобильными приложениями. Два лидирующих рынка приложений – это Гугл Маркет (Google Market), созданный для операционной системы Андроид, и Эпп Стор (App Store), который используется на любом устройстве с операционной системой iOS (то есть всеми любимые Айпады и Айфоны). Конечно, есть и другие рынки, но их влияние на общую ситуацию ничтожно малО. Так вот, оба крупнейших маркета насчитывают на своих просторах свыше 800 000 приложений каждый (!!!), при этом платные приложения (те, за которые разработчик может пополнить свой золотой запас, чтоб не помереть с голоду) составляют лишь 10% всех загрузок. Лидерство по популярности все еще удерживает Гугл Маркет (51% всех загрузок), но 75% прибыли «загребает» Apple и App Store. Это объясняется одним простым фактом: приложения на Эпп Сторе дороже, а пользователи «изысканней».              
И это неудивительно. Если уж человек оторвал от сердца 969 долларов за телефон, то 2,99$ и подавно отдаст за приложение. Кстати, этим и обусловлен кажущийся на первый взгляд несправедливым факт, что одно и то же приложение на разных рынках стоит по-разному. Более того, практика показывает, что иногда лучше оценить приложение дороже, – для Эпп Стора цена является отменным показателем качества, и ДЕЙСТВИТЕЛЬНО хорошие приложения ДЕЙСТВИТЕЛЬНО стоят дорого.
Рынок Андроид устройств создан как будто специально для бюджетников вроде меня. Там и приложения дешевле, и лайт-версий (приложений, которые можно «потрогать» и попробовать перед покупкой) больше. Есть конечно игры, в которых с помощью in-app purchase (то есть покупки внутри игры) можно потратить и 10, и 20 долларов за раз – не без этого, но в целом Гугл Маркет куда больше удовлетворяет требованиям нашего, національного рынка. При этом на постсоветском пространстве зачастую сталкиваешься с людьми (молодыми!!!), которые на твое заявление, что «я покупаю платные приложения», отвечают искренним недоумением и удивлением, затем подозрительно оглядывают тебя с ног до головы и в конце концов крутят пальцем у виска. «Зачем? – надрываются они от возмущения, - ведь можно же бесплатно скачать/взломать». И никакие заверения о том, что мобильное приложение – это ТОВАР, за который подчас тоже нужно ПЛАТИТЬ, на них не действуют. И попробуй потом таким упрямцам и малолетним хакерам продать свою кровью и потом вымученную игру.
«Салюты», как и другие наши приложения, мы конечно же поставили на оба маркета...
...
А тем временем к середине января к нам опять нежданно-негаданно нагрянула зима. Причем в Одессе все происходит исключительно по-одесски: сперва целый день лил дождь (и водой, выжатой из моих носков, можно было спасти особо засушливые районы Центральной Африки), а затем ближе к вечеру ударил мороз. Так что вместо снега мы получили тонкую, но очень скользкую корочку льда на всех дорогах и тротуарах. Путь на работу мгновенно удлинился раза в два, а популярным у нас в офисе ответом на вопрос «почему ты опоздала» стал «каталась по льду». После семи начатых, но так и не законченных падений я выиграла битву со ступенями и уселась на свое рабочее место. Работать не хотелось совершенно. Потому что как бы нам ни было интересно и увлекательно, подчас деятельность превращается в унылую рутину. Бывают дни, когда мы просто руками разводим – люди хотят элементарные, незамысловатые приложеньица, игры на один раз, хотят раз за разом бегать по одному и тому же маршруту и собирать одни и те же монетки. Большинство пользователей просто не хочет думать – стоит лишь немного усложнить игровое задание, как 90% играющих с громким фырком закроют приложение, а 50% из них еще и гневный отзыв оставят. В это сложно поверить, но в наш век передовых технологий и тотального интеллектуального развития многие ленятся даже прочитать написанный текст длиною больше одного абзаца. Статистика на фейсбуке никогда не лжет – всем подавай забавные картиночки, фотографии или, на худой конец, замшелые несмешные цитаты.
В такие дни мы маемся от необходимости работать – ведь это все равно бессмысленно, ведь наши приложения хоть и ПОЛЕЗНЫЕ, но, по всей видимости, никому не нужны. И хорошо, когда такие дни заканчиваются. Потому что мы ЗНАЕМ, что рано или поздно мы найдем СВОЮ аудиторию, людей, которым небезразлично будущее своих детей...
...
Заглянув как-то в кабинет к главнокомандующим Укропам по дороге на обед, мы узнали, что наши «Салюты» сформировались в уже основательную концепцию. Буквоеду на тракторе приходится иметь дело с опасными взрывчатыми веществами. Жизнь несчастного животного висит на волоске и зависит исключительно от умения маленького игрока решать математические примерчики и задачки. Дружно подумав, мы единогласно одобрили предложенный вариант, тем более что выглядело это все более чем неплохо. Грамотно построенные и методически выверенные задания основываются на десятилетиями используемых в математических тетрадках для дошкольников принципах. 
Однако принцип подачи материала абсолютно иной. Я вообще уверена, что электронные мобильные приложения воспринимаются детьми не как привычные учебные задания, а как игры, поэтому и процесс обучения проходит легче и быстрее. При этом нельзя забывать о звуковом сопровождении и визуальных эффектах. Это нам, взрослым и угрюмым дядям и тетям, рисованные мультяшные персонажи уже не в новинку. Дети же открыты для новых впечатлений – любой взрыв на экране смартфона или планшета, любая анимация, любой говорящий герой вызывает шквал положительных эмоций.

Как бы там ни было, мы получили уже тщательно прописанное задание, за которое нужно было немедленно приниматься…
...


У нас в стране Укропов, как в принципе и везде, свято место пусто не бывает. Поэтому как только появилось конкретное задание касательно "Салютов", появилась еще добрая сотня конкретных заданий. Нам  пришлось сочинять тексты для другого невыпущенного приложения – "Читаем сами: Животные" (по 80 слов о каждом животном – а, поверьте, не так-то просто сформулировать основные сведения о жирафе в пределах 80 слов), вновь переделывать описание и доделывать новый уровень в игре ABC Puzzle, снимать новогодние шапочки с наших веселых букв в Алфавитном Пазле, да еще и параллельно работать с новой игрой (Уроки русского языка). Поэтому к Салютам мы двигались довольно медленно...

...
Фууух…Убив несколько дней и потрепав многим хорошим людям нервы, я наконец закончила пресс-кит. 
Пресс-кит, медиа-кит — это комплект нескольких текстовых, аудио и визуальных документов, в которых содержится подробная информация о проекте, организации или событии. 
В данном случае речь идет, конечно же, о нас как о разработчиках мобильных приложений, следовательно и пресс-кит включает в себя все описания, видео, скриншоты и иконки наших готовых игр. Хорошие продвинутые американцы по доброте душевной выкинули бесплатно и в свободный доступ архив, с помощью которого, по их словам, можно «легко и быстро» забабахать крутейшее портфолио. Но, как говорится, что американцу хорошо, то украинцу головная боль. Друзья наши западные не учли, что неграмотное чудище вроде меня, скачав файл, пустыми глазами уставится на экран, а затем будет слезно на коленях вымаливать помощь у Укропов попросвещенней. А им скрепя сердцем придется мне помогать. 
Вообще проблема продвижения мобильного приложения всегда стоит ребром. Во-первых, информации касательно подобной деятельности на русском языке чрезвычайно мало. А те успешные отечественные или эсэнгэшные компании, добившиеся признания и почета на столь конкурентном рынке, не спешат делиться своим опытом. Во-вторых, избитые «традиционные» методы промоушена не всегда работают, а их эффективность варьируется от случая к случаю. В-третьих, существует временной лаг между продвижением и пожинанием его плодов. Многие разработчики говорят о том, что игра или идет сразу, или не идет вообще, но есть доказательства и тому, что администрация AppStore может узнать и «зафичерить» приложение годичной давности. Не буду пока рассказывать, как именно продвигаем наши приложения мы – коммерческая тайна как-никак, но с уверенностью могу сказать одно: неблагодарное это дело. Если, кстати говоря, кому-то это интересно, предлагаю почитать занимательную и полезную книжицу «Маркетинг эпохи Like», которая сможет прояснить ситуацию для любого, кто хоть на сотую долю процента заинтересован в продаже своего продукта...

...
Программист – самая творческая профессия. Никогда нельзя предугадать, чем обернется то или иное задание. Взять к примеру Салюты. Наступил момент, когда, дружно посовещавшись, мы решили, что лучше будет перевернуть игру, из горизонтального положения сделать вертикальное (чтобы многоуважаемым и любимым пользователям не пришлось вертеть устройство в разные стороны, ну и по некоторым другим соображениям). Казалось бы – нет ничего проще, но тут вдруг выяснилось, что на перевернутом экране помещаются не все парашютики (да-да, у нас там парашюты имеются). Стоило только решить эту проблему, как на тебе – новая напасть – не осталось места для дополнительных снарядов. И так происходит всегда. При этом не существует шаблонных решений – порой необходимо проявить чудеса сообразительности и смекалки. Над некоторыми ошибками или багами приходится работать не одни сутки – ведь не так-то просто в готовой программе найти недоработку и придумать, как ее исправить. А все потому, что нам, Укропам, очень хочется сделать идеальный продукт, продукт, который захотят все, продукт, к которому нельзя будет придраться. И мы очень надеемся (мы почти уверены), что наши Салюты, а точнее уже давно не салюты, а «Учимся считать на Островке» уже стали таким продуктом. 

5 комментариев:

  1. Творческая у Вас профессия и очень легкий и юмористический слог. Чувствую, что в Вашем деле без него никак нельзя. :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо))) Даже не верится, что у кого-то хватило терпения это прочитать))))

      Удалить
  2. Я прочитала=) очень забавная статья о буднях разработчика

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо) Я в основном для себя писала))))

      Удалить
  3. Всем привет! Открываю салон красоты, собираю информацию для бизнес плана. Здесь есть может опытные в этом девочки) Подскажите где купить аппараты вакуумного массажа?

    ОтветитьУдалить