Проект 1. Сюжетно-ролевая игра "Доктор Айболит"

Первый проект "Сюжетно-ролевая игра Доктор Айболит" подготовлен воспитателем 2 группы Испенковой Ириной Владимировной.

На четвертом году жизни дети переходят от отобразительной игры к сюжетно-ролевой, от одиночной к совместной. Подготовка к игре начинается с составления воспитателем тематических планов. В группе детей четвертого года жизни продолжается развитие сюжетно-ролевых игр, которые уже определились у детей к концу третьего года жизни. Это игры в «семью», «строителей», «детский сад», «шофера», «врача». Играя с игрушками-животными дети могут развивать сюжеты «лесная больница», «Айболит».  
Цели сюжетно-ролевой игры Айболит:
- учебная – рассказать детям о животных, которые живут в зоопарке, почему они там живут, кто о них заботится (с этой целью посетить зоопарк); дать понятие о том, что животные тоже болеют, какую медицинскую помощь им оказывают, кто оказывает эту помощь и как; ознакомить с произведениями С.Я.Маршака «Детки в клетке» («Зоосад», «Где обедал воробей»), К.И.Чуковского «Айболит»; познакомить с иллюстрированной книгой Александра Усенко «Зоопарк», прослушать песни «Розовый слон», «Песенка Рыжехвостенькой»; выучить стихи о животных; пополнить словарный запас малышей новыми словами (воля, неволя, плен, ветеринар, смотритель, зоосад и другие), обобщить знания о профессиях.
- развивающая – развитие умения слушать, понимать речь взрослого, умения участвовать в творческой игре, формировать правильную речь, умения интонацией передавать настроение зверей, развивать фонематический слух, память, мышление, внимание.
- воспитательная – воспитывать гуманное отношение к животным, формировать желание заботиться о братьях меньших, стремиться вызывать положительные моральные качества: доброту, сопереживание; воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи, умение сочувствовать и сопереживать, стремление помогать тем, кто попал в беду.
Материалы и оборудование:
- рабочий кабинет Доктора Айболита
- белый халат, шапочка, инструменты для «обследования» больных зверей
- «аптечка с лекарствами»
- звери (мягкие игрушки), которые пришли на «прием» к Айболиту – Лиса с распухшим носом, Зайчик с зайчонком, Белочка, Волк, Бегемот, Слоник, Мартышка, Птица (у нас Тукан), Крокодил с больными зубами, Барбос
- иллюстрации с изображениями различных животных, в частности – обитателей зоопарка
- песни для прослушивания (смотри выше)
Используется литература: 
2.       К.И. Чуковский «Айболит» 
3.       С.Я.Маршак «Детки в клетке», «Где обедал воробей», «Детский сад», «Зоосад», «Слон», «Жираф» 
5.       Энциклопедия «Животный мир» 
6.       Александр Усенко «Зоопарк»

ЗАНЯТИЕ 1
Подготовительная работа
Рассказ об обитателях зоопарка. Слушание произведения С.Я.Маршака «Где обедал воробей». Рассматриваем иллюстрации животных, которые живут в зоопарке.
Цель: дать понятие «зоопарк», кто там живет и почему, рассказать, кто ухаживает за животными, объяснить детям, почему звери живут за решетками, ознакомить с книгой С.Маршака «Детки в клетке».

Ход  занятия 
1.       Актуализация опорных знаний. Беседа. Рассказ. 
2.       Литературный материал

Зоосад

Рано, рано мы встаем,
Громко сторожа зовем,
- Сторож, сторож, поскорей,
Выходи кормить зверей!

Вышел сторож из сторожки,
Подметает он дорожки,
Курит трубку у ворот,
Нам обедать не дает.

Долго, долго у решетки
Мы стоим, разинув глотки,
Знаем, знаем без часов,
Что обед для нас готов.

За обедом, за обедом
Не болтаем мы с соседом,
Забываем обо всем,
И жуём, жуём, жуём. 

3.       Изучение последнего четверостишия наизусть с последующим применением этого правила в режиме детсада. 
4.       Слушаем стихотворение С.Я.Маршака «Детский дом». Дети узнают, что в зоопарке рождаются малыши – звери:

     Весною в нынешнем году
     В зоологическом саду
     Олень и лев, барсук и рысь
     И медвежата родились.
Дать понятие о том, что в зоопарке звери живут в неволе и им это не нравится.

5. Слушаем песню «Розовый слон». Дети с помощью подсказки понимают, почему слон на воле был розовым, а в неволе стал серым.
6. Слушаем произведение «Где обедал воробей?»

Где обедал, воробей?
В зоопарке у зверей.
Пообедал я сперва
За решеткою у льва.
Подкрепился у лисицы,
У моржа попил водицы.

Ел морковку у слона,
С журавлем поел пшена.
Погостил у носорога,
Отрубей поел немного.
Побывал я на пиру,
У хвостатых кенгуру.
Был на праздничном обеде
У мохнатого медведя.
А зубастый крокодил
Чуть меня не проглотил!

 Подвести детей к выводу, что животные в зоопарке могут быть опасны, ведь это дикие звери. Дать детям установку, что на следующем занятии они узнают о правилах поведения в зоопарке.

ЗАНЯТИЕ 2
Подготовка к экскурсии в зоопарк. Инструктаж о правилах безопасного поведения. Изучение стихотворений о животных-жителях зоопарка.
Цель: научить детей вести себя в зоопарке, объяснить, чего нельзя делать во время экскурсии, рассказать, что в зоопарке обитают дикие звери, «шутки» с которыми могут быть опасны, при изучении стихов о животных уточнить повадки, манеры и характеристики животных.

Стихи для изучения наизусть (каждому ребенку 1-2 стихотворения)

Зебра

Крепки у нас копыта, и зубы хоть куда,
Пусть помнит враг побитый, что зебра – не еда.

Жираф

Я с самого детства тянусь в высоту,
Поэтому очень активно росту,
Растут мои ноги, растет моя шея,
И весь я расту, день за днем хорошея.

Кенгуру

Ношу кенгуренка я в сумке своей,
Нам прыгать-скакать вдвоем веселей.
От бед защитит его сумка моя,
Пока не научится прыгать как я.

Крокодил

Я не плаваю нигде,
Я лежу весь день в воде,
Чтобы кто-то мог попасть
Прямо мне в большую пасть.

Енот

Познакомьтесь, я – енот,
Здравствуйте, ребята!
На тетрадь похож для нот
Хвост мой полосатый.

Обезьяны

Мы – макаки и мартышки,
Без гимнастики – ни дня,
Вы, девчонки и мальчишки,
Наша близкая родня.

Рысь

Лесники ее котят
Взять домой не захотят,
Ей не скажешь «Киса, брысь!»
Потому что это – рысь.

Жираф
Рвать цветы легко и просто
Детям маленького роста,
Но тому, кто так высок,
Нелегко сорвать цветок!

Слон


Дали туфельки слону.
Взял он туфельку одну
И сказал: «Нужны пошире,
И не две, а все четыре!»

Тигрёнок

Эй, не стойте слишком близко -
Я тигрёнок, а не киска!

Страусенок

Я - страусёнок молодой,
Заносчивый и гордый.
Когда сержусь, я бью ногой
Мозолистой и твердой.
Когда пугаюсь, я бегу,
Вытягиваю шею.
А вот летать я не могу,
И петь я не умею.

Кенгуру

Вот полюбуйтесь на игру
Двух австралийских кенгуру.
Они играют в чехарду
В зоологическом саду.

Эскимосская собака

На прутике - записка:
"Не подходите близко!"
Записке ты не верь -
Я самый добрый зверь.
За что сижу я в клетке,
Я сам не знаю, детки.

Стихи-загадки

1. Кто зубами щёлк да щёлк,
Это рыщет серый…(волк)

2. Что за рыжая краса?
Это хитрая…(лиса)

3. Любит он в лесу реветь,
Спать в берлоге. Кто? - …(медведь)

Лев

Льва завидишь – сразу ясно:
Царь зверей – шутить опасно.
Грозный вид и грозный рык,
Даже гривы не подстриг.

Слон

У слона большие уши,
Как гора огромен слон.
Равных нет ему на суше,
Слон по весу – чемпион.

Бегемот

Петь задумал бегемот,
И открыл огромный рот,
Но не слышно в песне слов,
Слышен только страшный рёв.

Зебра

Любит зебра по лужайке
В полосатой бегать майке,
Зебра даже за конфетку
Не наденет майку в клетку.

Горилла

Нас, конечно, удивила
Африканская горилла,
Всё от пяток до бровей
У горилл как у людей.

Мартышка

И девчонкам, и мальчишкам
Корчит рожицы мартышка,
В зоопарке без детей
Жить бы грустно было ей.

Носорог

Не бывает так, чтоб нос,
Рос не вниз, а вверх бы рос,
Лишь у зверя носорога
Вверх растет он в виде рога.

Тукан

Из далёких южных стран
В зоопарк попал тукан.
Сообщить «тук-тук» он рад:
«Я лесному дятлу брат!»



ЗАНЯТИЕ 3
Экскурсия в зоопарк. Наблюдаем за животными, рассказываем выученные стихи в зоопарке у клеток животных, отгадываем загадки.
Цель: показать и рассказать о животных, обитающих в зоопарке, получить незаменимые впечатления от увиденного (лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать), провести вводную беседу, коллективное наблюдение.
Экскурсия – один из видов занятий по ознакомлению детей с природой. Полезно в процессе наблюдений использовать произведения детской художественной литературы, стихотворения, загадки.

ЗАНЯТИЕ 4
Слушаем произведение К.И. Чуковского «Айболит». Распределяем роли между детьми для последующей сюжетно-ролевой игры «Доктор Айболит». Слушаем «Песенку Рыжехвостенькой». Рассказываем о белочке, ее образе жизни.
Цель: рассказать детям о том, что животные тоже болеют, и лечит их ветеринар, а в сказке – Айболит; заинтересовать детей последующей игрой, сформировать творческую активность, рассказать, как будет проходить игра.
Дети выбирают «роли» животных, которые будут исполнять, с помощью воспитателя узнают, чем будет «болеть» их зверёк и как его будет лечить доктор Айболит (роль доктора получает ответственный ребенок, имеющий желание «лечить всех зверей»).

ЗАНЯТИЕ 5 (итоговое)
Сюжетно-ролевая игра «Доктор Айболит»
Цель: научить детей принимать активное участие в игре, ответственно относиться к роли, расширить знания о профессии доктора зверей, учить артистизму (как голосом передать душевное состояние зверюшки, у которой что-то болит), подготовить малышей к взрослой жизни.
Ход занятия
У детей на руках звери, у которых проблемы со здоровьем. Дети по очереди обращаются к «доктору» в стихотворной форме и прозой. Доктор Айболит в белом халате с арсеналом лекарств и инструментов для осмотра «больных».

Используется фрагмент из сказки

Воспитатель:
Добрый доктор Айболит, Он под деревом сидит.

Доктор:
Приходи ко мне лечиться
И корова, и волчица.
Всех излечит, исцелит
Добрый доктор Айболит!


Воспитатель:
И пришла к Айболиту Лиса.

Лиса:
Ой, меня укусила оса!

(Осмотр укуса Доктором, назначение).

Воспитатель:
И пришёл к Айболиту Барбос.

Барбос:
Меня курица клюнула в нос!

(Осмотр и предписания Доктора).

Воспитатель:
И прибежала зайчиха, И закричала…

Зайчиха:
«Ай, ай!
Мой зайчик попал под трамвай!
Мой зайчик, мой мальчик
Попал под трамвай!
Он бежал по дорожке,
И ему перерезало ножки,
И теперь он больной и хромой,
Маленький заинька мой!»

Воспитатель:
И сказал Айболит…

Доктор:
«Не беда!
Подавай-ка его сюда!
Я пришью ему новые ножки,
Он опять побежит по дорожке».

Воспитатель:
И принесли к нему зайку,
Такого больного, хромого,
И доктор пришил ему ножки.
И заинька прыгает снова.
А с ним и зайчиха-мать
Тоже пошла танцевать.
И смеётся она и кричит:

Зайчиха:
«Ну, спасибо тебе, Айболит!»
(танцует зайчиха с зайчиком)



После зайчихи на прием к доктору приходят всё новые пациенты-звери, и рассказывают о том, что с ними случилось. Доктор всем помогает, успокаивает и лечит. В конце игры все малыши-зверята и «взрослые звери», которым помог Доктор Айболит, становятся рядом и дружно говорят: «Спасибо тебе, доктор Айболит!»

Всех излечит, исцелит, добрый Доктор Айболит!

Комментариев нет:

Отправить комментарий