вторник, 30 декабря 2014 г.

Начальная грамота для дошкольников. Мой родной край. Буква и звук <Р, Рь>.


Модуль 5. Как маленькие буквы победили злого крокодила
Занятие 1
Тема:  Мой родной край.  Буква и звук <Р, Рь>.
Цели:
Образовательная: формировать понимание и употребление обобщающих понятий по теме.   Учим детей давать акустико-артикуляционную характеристику звуков <Р>, <Рь> и различать их.
Развивающая: развивать мышление, развивать память, внимание, фонематический слух, расширяем кругозор и пополняем словарный запас.
Воспитательная:  воспитываем любовь и уважение к родному краю.
Существительные:  край, Родина
Прилагательные: любимый, родной
Глаголы: родиться, защищать, оберегать, охранять, гордиться.

Оборудование и материалы: сказки из серии «Приключения на Островке», интерактивная программа «Алфавитный пазл», разнос с манной крупой.
Ход занятия
Приветствие. Ребята сегодня мы с вами послушаем новую историю о буквах-подружках.  Но сначала мы должны сделать зарядочку. 

 Задание 1. Развитие мелкой моторики рук.
Утро настало.
Солнышко встало.
Эй, братец Федя
Разбуди соседей.
- Вставай, Большак!
- Вставай, Указка!
- Вставай, Середка!
- Вставай, Сиротка!
 И Крошка-Митротка!
Привет, ладошка!
Все потянулись
И проснулись.
Пальцы сложены в «замок»
Понимаем пальцы вверх, не расцепляя.
На правой руке из большого пальца и указательного составляем «кружок», левая  ладонь раскрыта, пальцы разведены.
Делаем «щелчок» последовательно каждому пальчику.

Сгибаем и разгибаем пальцы обоих рук, имитируем приветствие.
Потянулись наверх, руки подняты над головой, делаем кистями рук   «фонарики»


Задание 2. Загружаем мультипликационный фильм из серии Приключения на Островке: Как маленькие буквы победили злого крокодила.




Вопросы для обсуждения:
- Что по утрам делает буква Х? (Зарядку. Поднимает штангу).
- Что по утрам делают буквы А,О, У? (Распеваются перед пианино).
- Что делала буква М? (Писала за столом).
- Что делала буква С? (Буква еще спала в своей постельке и посапывала).
- Что делала буква Р? (Играла с собакой)
- Кто прибежал с неприятным известием?...

Задание 3. Читаем отрывок из стихотворения М. Пляцковского.
Слышишь песенку ручья?
Это Родина моя!
Слышишь голос соловья?
Это Родина моя.

Школа, где мои друзья,
Это Родина моя!
Руки матери моей,
Звон дождей,
И шум ветвей,
И в лесу смородина
Это тоже – Родина.

Место, где мы родились – это наша Родина.
Назови город, в котором ты родился и живешь.
Родина – это все то, что нас окружает с самого детства: дома, улицы, деревья, детский садик, качели.
Куда бы мы не поехали, мы всегда будем скучать по родным местам, по нашей Родине. Родина – это люди, которые любят и заботятся о нас: мама, папа, бабушка, дедушка, воспитатель.

Буквы-подружки живут на Островке. Это их Родина. Крокодил приплыл к ним в гости? Родину надо не только любить, но и защищать. Злой крокодил напал на Островок. Он очень большой, страшный и злой. Но буквы-подружки не испугались и прогнали злого крокодила. Буквы защитили свою Родину, своих родных и близких.
В слове Родина, первый звук Р. Эта буква не побоялась злого крокодила.
Роет землю серый крот -
Разоряет огород.
(С. Маршак)
Задание 4. Буква и звук Р.  
Выделяем звук в словах: Р-рак, Р-рот, Р-рама. Этот звук не умеет петь, он согласный, твердый, звонкий. 2Обозначается «-».
2Выделяем звук в словах: Река, Рюмка, Рис. Звук Рь – согласный, мягкий, обозначается «=»
Игра «Поймай звук».

Задание 5. Развитие фонематического слуха. Играем на гармошке.
Ладони сжаты в кулак, руки соприкасаются кулаками «держим»  закрытую гармошку .
Воспитатель называет слово по буквам, на каждую букву немного разводит руки (раскрываем гармошку)
Задача детей услышать слово, назвать его и «закрыть» гармошку.
Р- А- К    рак
Р – О-Т  рот 

Задание 6. Артикуляционная гимнастика.
- для челюсти: имитация жевания,
- для губ: «трубока», «бублик»,
- для языка: губы растянуты в улыбке, язык прячется за нижними зубами, затем за верхними.

1Задание 7. Индивидуальное задание. Загружаем  интерактивную программу «Алфавитный пазл». Дети у доски собирают букву Р. Дети за столом рисуют букву Р пальчиком на манной крупе.
        
2Задание 7. Индивидуальное задание для детей старшего возраста. Анализ и синтез слова. Деление слова на слоги. Загружаем программу «Учимся читать на Островке». Дети у доски составляют слова, дети за столом составляют слова из букв разрезной азбуки.

                                                                         
Итог занятия. Сегодня мы с вами познакомились с новой буквой-подружкой. Как ее зовут? Охарактеризуйте звук Р. Какое важное слово начинается с этой буквы? (Родина). Что такое Родина? (Место, где я родился). Как звучит слово победителя? (Ура!)
Домашнее задание.
Выучить стихотворение на выбор воспитателя.
Л. Компаниец
Что такое Родина наша?
Солнце, лес,
Дыхание пашен,
Сад в цвету,
Где не молкнут пчелы,
И твой дом,
И огни твоей школы.
Наша Родина –
Труд и праздник,
Сто дорог для тебя
Самых разных.
Г. Ладонщиков
Холмы, перелески, 
Луга и поля — 
Родная, зелёная 
Наша земля. 
Земля, где я сделал 
Свой первый шажок, 
Где вышел когда-то 
К развилке дорог. 
И понял, что это 
Раздолье полей — 
Частица великой 
Отчизны моей.

В. Орлов
Утром солнышко встает,
Нас на улицу зовёт.
Выхожу из дома я: 
– Здравствуй, улица моя!

Я пою и в тишине
Подпевают птицы мне.
Травы шепчут мне в пути:
– Ты скорей, дружок, расти!

Отвечаю травам я,
Отвечаю ветру я,
Отвечаю солнцу я:
– Здравствуй, Родина моя!


Индивидуальное задание.

                       



Комментариев нет:

Отправить комментарий