Наказание в системе воспитания
ребенка. Бить или не бить?
Наказание ребенка – это серьезная и вечная тема. Родители и воспитатели часто задают вопросы:
«А можно вообще обойтись без наказаний?». Давайте попробуем ответить на этот
вопрос. Но сначала нам надо определиться, что такое воспитание? И
обратимся к классике.
А. Толстой. Золотой ключик или
Приключения Буратино.
Нам уже известно, что Буратино никогда даже не видел
пера и чернильницы.
Девочка сказала: «Пишите», – и он сейчас же сунул в
чернильницу свой нос и страшно испугался, когда с носа на бумагу упала
чернильная клякса.
Девочка всплеснула руками, у неё даже брызнули слёзы.
– Вы гадкий шалун, вы должны быть наказаны!
Она высунулась в окошко.
– Артемон, отведи Буратино в тёмный чулан!
Благородный Артемон появился в дверях, показывая белые
зубы. Схватил Буратино за курточку и, пятясь, потащил в чулан, где по углам в
паутине висели большие пауки. Запер его там, порычал, чтобы хорошенько
напугать, и опять умчался за птичками.
Девочка, бросившись на кукольную кружевную кровать,
зарыдала оттого, что ей пришлось поступить так жестоко с деревянным мальчиком.
Но если уж взялась за воспитание, дело нужно довести до конца.
Буратино ворчал в тёмном чулане:
– Вот дура девчонка… Нашлась воспитательница,
подумаешь… У самой фарфоровая голова, туловище, ватой набитое…
Буратино сел на сломанный горшок, подпёр щёку. Он был в
переделках и похуже этой, но возмущала несправедливость.
– Разве так воспитывают детей?.. Это мученье, а не
воспитание… Так не сиди да так не ешь… Ребёнок, может, ещё букваря не освоил –
она сразу за чернильницу хватается… А кобель небось гоняет за птицами – ему
ничего…
Алексей Николаевич Толстой гениально описал «воспитателя» и создал карикатурный образ. Мальвина
уверена, что она воспитывает Буратино. А вот у
Буратино совсем другое мнение. Давайте
разберемся, что же такое ВОСПИТАНИЕ.
Существует огромное количество академических определений
понятия воспитания. Мы остановимся на
одном из них
Воспитание – это целенаправленная деятельность, призванная
сформировать личность.
Обратите внимание! Воспитание – это не формирование НАВЫКОВ,
таких как: умываться, чистить зубы, грамотно писать, говорить: «Спасибо» и
«Пожалуйста». Воспитание – это развитие
определенных личностных качеств (чистоплотность, интеллектуальность,
самостоятельность, дружелюбие…). Я
думаю, что на этом этапе никто не будет со мной спорить.
Итак, первый постулат. Мы не дрессируем
ребенка, а развиваем личностные качества.
Воспитатели (родители) наберитесь терпения и помните, что
перед нами крохотный человечек, которому надо пройти огромный путь, чтобы
понять: что такое добро, честность,
справедливость, смелость, трусость, доброта. Писать, читать, считать и так далее – это
всего лишь навык, конечно, очень важный в современном мире, но если мы у
ребенка не воспитаем трудолюбие, целеустремленность, то он никогда не сможет достичь
успеха в жизни.
Постулат второй – все люди разные. И если «деревянному»
человечку не страшно провести время в
заточении, то для чувствительной натуры – это может быть серьезной
психологической травмой.
Постулат третий.
Воспитание – это деятельность, результат которой отсрочен во времени. А
раз так, то нам (взрослым) надо набраться терпения и не ждать сиюминутного результата.
Постулат четвертый. Воспитание – это непрерывный процесс.
Помните, все, что мы делаем, оставляет
след на нашем воспитаннике.
Постулат пятый. Воспитание – это направленная деятельность.
А на любое действие всегда найдется противодействие или ответная реакция. И она
очень часто может не соответствовать
нашим замыслам. Здесь хорошо подходит схема из «поведенческой» психологии.
Стимул
– реакция – подкрепление.
Мы говорим ребенку:
«Собери игрушки». Он с радостью выполняет нашу просьбу. Мы гладим его и
говорим, что он молодец. Это классический случай положительного подкрепления. А
вот если он не собирает игрушки? А что если в ответ на нашу просьбу, он
принимается разбрасывать игрушки с большим энтузиазмом? Оставить незамеченным?
Но, мы же хотим воспитать чистоплотность, дисциплинированность,
бережливость. Итак, помимо положительно
подкрепления (поощрения) существуют отрицательные подкрепления (наказания)
И в заключение теоретической части я приведу таблицу возможных (т.е. то, что встречается, а не то что является допустимым) реакций взрослых на действия детей.
Наказания
|
Поощрения
|
1. Физическое
наказание
|
1. Похвала
|
2. Словесное
наказание (обозвать, осудить, упрекнуть, и т.п.)
|
2. Ласка
|
3. Аффективное
воздействие (крик, ярость, гнев)
|
3. Совместная деятельность
|
4. Лишение
родитель ской любви
|
4. Материальные поощрения
|
5. Ограничение
активности ребенка
|
5. Разрешение активности с расширением прав ребенка.
|
6.
Инициирование чувства вины
|
|
7. Принуждение
к действию
|
|
8. Наказание
естественными последствиями
|
|
9. Блокирование
нежелательного действия
|
|
10. Лишение
благ и привилегий
|
Разобравшись немного с теорией вопроса, давайте рассмотрим жизненную ситуацию
и проведем анализ.
Перед нами семья:
папа, мама, ребенок 3-х лет и малыш годовалый.
Дети на попечении отца в кухне-столовой, мама в другой комнате. Папа отвлекся на разговор по телефону, а в
это время малыш подполз к плите и, найдя точку опоры в виде дверцы от духового
шкафа, встал на ножки…
Ребенок постарше,
видя, что папа занят, сразу воспользовался ситуацией и в одно мгновение
оказался рядом с братом. Надо заметить, что он очень ревнив (ревность – это
врожденное свойство личности) и родители знают об этом. Итак, мамы в комнате
нет, папа занят своими делами, значит можно все. Резкий толчок и младший брат летит на пол.
Нога замахнулась для пинка…
Я описала ситуацию, с которой сталкиваются многие родители.
Но и для воспитателей – проявление ревности тоже не редкость. Итак, мы хотим
видеть наших детей добрыми, дружелюбными, отзывчивыми. Мы читаем им сказки,
показываем собственным примером, и все равно проявления агрессии случаются. Как
правильно поступить в выше описанной ситуации? И возможно ли здесь обойтись без
наказания?
Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к нашей таблице.
Посмотрите на «инструменты», которые имеется у нас в колонке под названием
«Поощрения». Разве мы можем похвалить старшего ребенка? Или приласкать? А
может, мы материально его поощрим? Итак,
вывод очевиден.
Жизнь – сложная штука. И мы, к сожалению, не можем обойтись
без наказания.
Вернемся к нашей истории. Я опишу один из возможных
сценариев правильного поведения взрослого (родителя или воспитателя).
1. Немедленно остановить старшего брата, чтобы агрессия не
проявилась в более сильной форме и не привела к травме. Можно повысить голос и
сказать: «Стоп! Так нельзя делать!»
(пункт 9 в таблице «блокирование нежелательного действия»)
2. Взять старшего
ребенка за руки, чтобы «поймать» взгляд и попытаться найти слова, которые
достучатся до «самого сердца». « Ты же знаешь, что он еще очень маленький. Ему
больно и страшно» (пункт 6 «инициирование чувства вины»).
3. Если мы достигли желаемого результата, и видим, что
старший брат расстроен и испытывает
чувство стыда за свой поступок. Значит, мы достигли цели и на этом с
наказаниями надо покончить. Теперь мы
вместе должны успокоить малыша. В нашей таблице это пункт 3 «совместная
деятельность».
4. На вопрос прибежавшей
мамы из соседней комнаты: «Что случилось» можно ответить так,
- Наш младший сын трогал плиту. Но наш взрослый сын вовремя
его остановил. Правда, малыш упал и поэтому расплакался, но мы его пожалели и
приласкали. Я думаю, что мы можем поручить
нашему взрослому сыну следить за
малышом, только он должен обещать быть
осторожным и бережным к брату.
В нашей таблице это п. 5 «Разрешение активности с
расширением прав ребенка».
Выводы:
1. Нельзя в процессе воспитания обойтись без наказаний, но
их должно быть обязательно меньше поощрений.
Мы привели в таблице 10 типичных видов наказаний. А все ли
из них можно применять к ребенку? Этот вопрос мы выносим на общее обсуждение.
Комментариев нет:
Отправить комментарий