Проект 4. Одесса - город моряков (сюжетно-ролевая игра)

Тема нашего четвертого проекта морская, ведь, в конце концов, Одесса – жемчужина у моря.

Занятие 1 
«Одесса – город моряков»


Цель: Формировать представление о нашем городе, государстве. Закрепить знания о государственных символах (герб, флаг). Обогатить знания детей о родном городе. Развивать память, связную речь, фонематический слух. Воспитывать патриотические чувства к родному городу. 
Оборудование: набор «смайликов», слайды и аудиозаписи, альбомные листы, карандаши, сенсорная доска.
Словарь: маяк, капитан, порт, море, акула, волна, пароход.

Ход занятия

Вступительная беседа

Прежде чем начать наш урок мне бы хотелось узнать, с каким настроением вы пришли (дети показывают смайлики, анализируем настроение детей и высказываем пожелания его улучшить).
- А теперь мы можем продолжить нашу беседу о самом любимом сердцу месте (звучит аудиозапись «Одесские куранты», идет показ слайдов с одесскими достопримечательностями – Дерибасовская, Оперный театр, Потемкинская лестница и т.д.).
- Как вы думаете, где это все находится? Узнаете ли вы эти места? Знаете ли вы их названия? (ответы детей)
- А как называется наш город? – Одесса!

Одесса - город не простой,
Такой красивый и чудной.
Он отличается от всех -
Там есть везение и успех.

А одесситы - люди смеха,
Тут не бывает серых дней.
Там есть любовь,
Жива она и по сей день.

Когда живете вы в Одессе,
Вы самый лучший человек.
Вы можете смеяться в горе
И улыбаться в ваш успех.

Незабываемый и чудный,
Одесса - город мой родной
Живу я тут и жить тут буду
Люблю его я всей душой!
(Стихотворение Андрея Пуникверского)
.
 - В каком государстве мы живем? Знаете ли вы государственные символы? (ответы детей, слайды с флагом и гербом Украины).

- Да, мы живем в замечательном городе, очень красивом, живописном. Ему уже 220 лет. Первый градоначальник Одессы – Дюк де Ришелье (Эммануил Осипович де Ришелье), считается одним из основателей города (ему был поставлен памятник в 1828 году). Одесса – город на юге Украины. Основан в 1794 году императрицей Екатериной Второй. Город назван Одессой в честь древнегреческой колонии Одессос, которая располагалась недалеко от Одесского залива. Благодаря стараниям Ришелье город превратился в крупный торговый порт. Именно Ришелье открыл гимназию и училище, и по его заказу был создан проект здания Оперного Театра. 

- А чем еще замечателен наш город? (Ответы детей могут быть разными – музеи, природа, санатории, театры, люди). Наш город замечателен тем, что он находится у Черного моря. У нас есть торговый порт, куда приходят корабли из разных стран с различными товарами и грузами, и потом развозят по всей нашей огромной стране (слайды порта и сухогрузных кораблей). Приходят к нам в порт и пассажирские лайнеры и парусники с туристами из других стран. Есть еще яхты и прогулочные катера для прогулок по морю (слайды). 








- А кто же всем этим управляет? – Моряки! В нашем городе живут и работают моряки. Поэтому у нас есть много учебных заведений, где обучают мальчиков и девочек профессии моряка дальнего плавания. Это очень сложная профессия, требующая дисциплинированности, умения выполнять команды старших по званию, внимательности, смелости и отваги. Бывают еще и военные моряки (показ слайдов). 


- А кто из вас хотел бы стать моряком?

Игра-минутка «Угадай первый и последний звук» со словами из словаря, ведь моряки должны быть не только смелыми и сильными, но и грамотными.

- Когда вы вырастете, кто-то из вас станет моряком, архитектором, банкиром, водителем, строителем – это неважно. Важно любить свой город, людей, которые в нем живут, то место, где вы родились. И в будущем вы обязательно постараетесь сделать его еще красивее и лучше. 

- А теперь давайте вы нарисуете то место, которое больше всего вам нравится в нашем городе (дети самостоятельно рисуют по звуковое сопровождение – волны, крики чаек). Можно нарисовать совсем новое место в Одессе, каким дети его видят.

Итог занятия: 
Кто основал наш город? Чем знаменательна Одесса? Любите ли вы свой город? Если у вас хорошее настроение после нашего урока – улыбнитесь друг другу!

Занятие 2. «Морские жители Черного моря»


Цель: Расширить знания детей о морских обитателях. Развивать логическое мышление, связную речь, наблюдательность, умение самостоятельно делать выводы и заключения. Воспитывать интерес к жизни морских жителей, заботливое отношение к воде и природе.
Оборудование: слайды (морские обитатели Черного моря, экологические катастрофы), стаканы с водой, молоком, краски, миска с водой, разноцветные пластиковые геометрические фигуры.
Словарь: дельфин, бычок, камбала, катран, конёк, рыба-игла, крабы, медуза.

Ход занятия

- На прошлом занятии мы с вами говорили о том, что наш город находится у Черного моря. А знаете ли вы, кто живет в нем? (слайды – камбала, бычок, катран, конёк, рыба-игла, крабы, медузы)




- А как вы думаете, хорошо ли живется морским обитателям? Почему? А бывает ли плохо? Когда? (слайды экологических катастроф)




- Чем загрязняется море? Что случится, если море будет грязным? (нельзя купаться, заболеют или умрут животные).


- Что такое море? Из чего оно состоит? (из воды). Где еще можно встретить воду? Вода наполняет реки, озера, моря и океаны, ручейки. Вода может превратиться в тучи, туманы и дожди, снежинки, сосульки, лед, заснеженные горы. Роса, иней, зимние рисунки на стеклах – это все вода.
- Как вы думаете, может ли человек обходиться без воды? Почему?
- А сейчас мы проведем несколько опытов и узнаем, что такое вода и какая она бывает. 

Опыт 1.

Вода – жидкость. Цель – определить, чем отличается вода от твердых предметов. Воспитатель предлагает перелить воду из одного стакана в другой. 

- Дерево и камень – твердые. Их можно взять в руки, положить на стол, бросить на пол, и от этого они не изменятся, то есть не поменяют свою форму. Чтобы изменить форму твердого вещества или предмета нужно приложить усилия – расколоть, разрезать ножом и так далее.

- А воду можно положить на стол? Правильно, нельзя, вода разольется по столу, потечет на пол. Если налить ее в стакан, она примет форму стакана, если наполнить водой кувшин, она будет той же формы, что и он. Вода – это жидкость. Жидкость не имеет собственной формы, а приобретает форму емкости или посуды, в которой находится. Жидкость легко меняет свою форму, растекается, поэтому ее хранят в бочках, банках, ведрах, чайниках. 

- Вот мы с вами и сделали заключение, что вода – это жидкость. Она течет, ее можно налить в стакан и другие предметы, можно переливать из одной посуды в другую. Вода может находиться не только в жидком состоянии – она замерзает и превращается в лед, а при высоких температурах кипит и превращается в пар. 

Опыт 2.

Вода – прозрачная. Цель – определить, какого цвета вода, сравнить цвет воды и молока, закрепить знания о том, что вода прозрачная, путем проведения опытов с опусканием разноцветных геометрических фигур в воду.

Оборудование: миска с водой, стакан молока, разноцветные геометрические фигуры из пластика (например детали конструктора).

- Что находится в миске? Что вы можете рассказать о воде? Бросаем кубик в воду. Что с ним случилось? (упал на дно). Видно его? Какого он цвета? 

Воспитатель предлагает детям по очереди опустить в воду разные предметы (остальные при этом закрывают глаза). 

- Что вы видите? Что лежит в миске? Почему мы видим эти предметы через толщу воды?
- Дети, как вы думаете, какого цвета вода?
- А сейчас мы проверим, какого цвета молоко (белое). Можно тоже самое сказать о воде? Вода тоже белого цвета?
- Опустите одну чайную ложку в стакан с водой, а другую в стакан с молоком. В каком стакане видно ложку? Какой вывод мы можем сделать? (вода не имеет цвета, она прозрачна). 
- А что будет с водой, если в нее попадет мусор, грязь? Что мы, люди, должны делать, чтобы вода оставалась чистой и прозрачной?

«Каплю воды всегда оберегайте, Воду загрязнять не позволяйте!»


Занятие 3. Сюжетно-ролевая игра «Путешествие на корабле по Черному морю»

Цель: продолжить знакомство с деятельностью моряков, закрепить и расширить знания о морском транспорте и его работе, формировать умение творчески развивать сюжет игры, уметь играть в коллективе, соблюдая культуру поведения, закрепить счет в пределах десяти.
Оборудование: карточки-рыбы, фуражки, корабль, сенсорная доска.

Ход занятия

Прежде, чем мы отправимся в путешествие, мы должны посчитать всех, кто состоит в команде:
1) Капитан
2) Боцман
3) Кок
4) Матросы
Но для путешествия нам нужно запастись едой и водой!

Игра «Наловим рыб». Кто сумеет дать правильный ответ, тот отправляется в путешествие, а кто не сумеет будет ждать нас на берегу! Для этого решаем легкие математические примеры (2+4; 8-5), нарисованные на карточках в форме рыбок. Карточки можно заранее подготовить самостоятельно или с детьми.

- Мы поплывем на паруснике. А какой морской транспорт вы еще знаете (катер, баркас, яхта, лайнер)?
- Какими качествами характера должен обладать моряк? Каким он должен быть? – сильный, смелый, мужественный, находчивый. 
- Теперь нам нужно назвать наш парусник! (дети придумывают название).
- А теперь, когда мы все готовы к путешествию, мы должны построиться, как настоящие моряки, взойти на парусник и отправиться в дальний путь (дети выходят во двор детского сада к кораблю и начинают игру под присмотром воспитателя). Поднять паруса! Поднять якоря! Мы отправляемся в далекое путешествие. Даже если будет опасно, мы вместе с этим справимся, ведь мы одна команда!

Занятие 4. Праздник Нептуна
Цель: расширение знаний, умений и навыков в области физической культуры и спорта; создание радостного настроения и возможности совершенствовать двигательные умения в непринужденной обстановке; стимулирование желания играть в команде и выигрывать, раскрывать свои творческие способности, фантазию, проявлять инициативу.

Ведущий (Золотая рыбка):

Летняя пришла жара,
Громко крикнем ей – УРА!
Будем дружно отдыхать,
Петь, купаться и играть!

Здравствуйте, дорогие дети, здравствуйте, уважаемые взрослые! Сегодня у нас необычно водный праздник – праздник всесильного бога морей Нептуна!

С праздником всех поздравляю,
Попутного ветра желаю,
Пусть праздник шумит водопадом,
Мы все ему очень рады!

А вы меня узнали? Я Золотая рыбка! И я начинаю этот праздник! (слышится шум, шторм, появляется Пескарь).

Пескарь:

Дети, прячьтесь кто куда,
Близится сюда беда:
Буря, шторм, волна, цунами.
Недоволен Нептун вами,
Не поздравили, забыли –
Тем его и разозлили
Ведь сегодня, почем зря
День подводного царя!

Нептун:

Я Нептун, я царь морей,
Речушек мелких и сельдей.
Рад приветствовать всех вас!
Здесь на площади сейчас.
Ну, начнем по алфавиту:
Представляю свою свиту.

Вот первые элементы (видимо есть и документы), вечно воду мутят, знакомьтесь, это Черти! (танец чертей, в конце черти обливают детей водой под музыку «Танец с саблями»).

Нептун:

Вот, дивная картина,
Дочь моя любимая –
Моя Русалочка

Русалочка:

Здравствуйте, ребята!
Ну, расскажите по порядку
Как тут дела?
И всё ль тут гладко?
Но я не вижу здесь своих сестер-русалочек!
Быстренько выходите, в хороводе закружите!

Золотая рыбка:

Нептун, давай повеселим детей!

Нептун:

Я веселью рад всегда,
Помогает мне игра.

Игры:

1. Эстафета водоносов – перенести воду из миски в ведро пластиковыми стаканчиками.
2. Эстафета «Лабиринт с водой» - пройти эстафету с препятствиями, не расплескав при этом воду из миски.
3. Быстрый рак – чья команда быстрее пройдет ползание задом наперед.
4. Ударь ладошкой по воде 0 у какой команды останется меньше воды в миске, та и выиграет.

Нептун:

А теперь слушайте мой приказ! Всех детей детского сада Островок принять в мое морское царство Нептуна и разрешить купаться на всех морях, реках и озерах! Приказ скрепить водным обливанием! Слуги, обливайте ребят водой!

Вы, ребята, молодцы,
Все отличные пловцы.
Показали ловкость, силу,
Дружбу вашу всему миру.
Нам теперь пора прощаться,
В путь-дорогу собираться.
Ну а вы с водой дружите,
Дружбой этой дорожите.
До свидания, друзья!
До следующего лета!


2 комментария:

  1. Ответы
    1. Спасибо!))) На самом деле достаточно просто изменить первые два занятия на информацию о своем родном городе, а корабли, морских животных и нептуна можно и оставить и вуаля - уроки о вашем родном городе готовы!)))

      Удалить