пятница, 23 января 2015 г.

Родительская ответственность

Уважаемые родители!

Сегодня мы хотим подробнее поговорить об ответственности за наших детей. При этом будут затронуты вопросы родительской ответственности, личностной ответственности, юридической ответственности дошкольного учреждения.

Решение завести ребёнка является одним из важнейших решений в жизни человека, по крайней мере, должно таковым быть. Ведь родить ребёнка, значит принять на себя огромную ответственность – за его жизнь, здоровье, благополучие, воспитание и развитие. По мнению психологов, готовность стать родителями, в том числе готовность принятия на себя ответственности за своего ребенка, свидетельствует о психологической зрелости человека.

Безусловно, ответственность за ребёнка несут не только родители, но и работники здравоохранения, воспитатели, учителя, все общество в целом.

В сегодняшней статье мы рассмотрим разные стороны родительской ответственности, приведем реальные примеры из детсадовской жизни, а также предложим вам пройти тест на уровень личностной ответственности.



Что такое родительская ответственность и когда она возникает?

Чувство ответственности за будущего ребёнка у многих родителей появляется задолго до рождения малыша. Разумеется, речь идет о тех случаях, когда будущие родители планируют появление детей. Такие родители, готовясь к пополнению в семье, начинают внимательнее относиться к семейному бюджету, стараются расширить жилплощадь, сделать ремонт. Часто один из родителей уходит в декретный отпуск на несколько лет, чтобы больше времени уделять малышу. Традиционно в нашей стране эта роль достается мамам, однако в последние годы чаша весов качнулась и в сторону отцов.

В то же время, чувство родительской ответственности может возникнуть и непосредственно во время беременности или даже с появлением малыша на свет. Замечено также, что мужчины начинают испытывать чувство родительской ответственности несколько позднее, чем женщины. Обычно, на второй-третий год жизни ребенка.

Понятие родительской ответственности многогранно. Она распространяется на уход за ребенком, кормление, заботу о его здоровье и безопасности, обучение и развитие, воспитание, отношение к ребенку, материальное обеспечение. Ответственность включает в себя и умение распределить обязанности в кругу семьи, придерживаться единого стиля воспитания, единой позиции по ключевым вопросам. Понимание ответственности зависит от системы ценностей родителей, их взглядов и стиля жизни. Например, кому-то может показаться безответственным взять полугодовалого ребенка в туристический поход. А родители-туристы не представляют себе, как можно оставить малыша с бабушками, лишить грудного вскармливания, свежего воздуха и общения с природой.

Замечено, что мужчины и женщины нередко вкладывают различный смысл в понятие родительской ответственности. Так для мужчины ответственность связана в первую очередь с материальным обеспечением семьи, а для женщины – с общением с ребенком, его развитием, обучением, воспитанием.

Независимо от того, какую роль в семье играет каждый из родителей, необходимо помнить, что ответственность – это не только финансовое обеспечение и забота о материальном благополучии, но также воспитание личности, основанное в первую очередь на родительском примере. Родительская ответственность – это контроль родителей за своим собственным поведением, своими высказываниями и поступками, за тем, как строятся отношения в семье. Сложно научить ребенка уважать себя и окружающих, если родители сами пренебрежительно относятся друг к другу. Тяжело доказать подростку, что сигареты или алкоголь вредны, если родители постоянно курят или пьют.

Гиперответственность  и безответственность

Известный психолог Р.В. Овчарова полагает, что родительская ответственность имеет двойственную природу: это ответственность перед социумом и перед «своей совестью». С одной стороны, общество устанавливает круг родительских обязанностей, формирует представления об ответственном и безответственном поведении. С другой стороны, большинство родителей знает, что лучше их ребенку – это подсказывает сердце, родительский инстинкт, помогающий заботиться о своем чаде, действовать ему на благо. Так или иначе, степень родительской ответственности – это всегда поиск баланса, позволяющего соблюдать принятые в обществе нормы воспитания и в тоже время руководствоваться собственной родительской интуицией и знаниями, следовать традициям своей семьи.
В то же время иногда чувство родительской ответственности выходит за пределы средней нормы. В этом случае проявляются крайние формы родительской ответственности – гиперответственность или безответственность.

Гиперответственность. Родительская ответственность всегда связана с некоторой тревогой, беспокойством за своих детей. И родителям в какой-то момент становится сложно позволить уже подросшему ребенку проявлять самостоятельность, принимать решения самому. Они считают, что лучше знают, какой выбор необходимо сделать в той или иной ситуации, тем самым не позволяя ребенку научиться, пусть даже и на собственных ошибках, некоторой самостоятельности и ответственности за свою жизнь. В таких случаях родительская ответственность перерастает в тотальный контроль за всеми сторонами жизни сначала малыша, затем подростка, а иногда и уже взрослого человека. Такая стратегия родительского поведения в конечном итоге приводит вовсе не к формированию успешных, состоявшихся личностей, которыми мечтают увидеть своих детей большинство родителей. Дети, подвергавшиеся всю жизнь гиперопеке, к сожалению, очень часто вырастают несамостоятельными и неподготовленными к полноценной взрослой жизни.

Другая крайняя форма ответственности – это перфекционизм, предъявление завышенных требований к ребенку: учиться лучше всех в классе, выигрывать олимпиады, достигать высоких результатов во всем. В результате во взрослой жизни человек снова сталкивается с рядом проблем, среди которых завышенная или заниженная самооценка, неумение воспринимать конструктивную критику, болезненное переживание любой неудачи. Таким людям бывает довольно сложно наладить как профессиональную, так и личную жизнь.

Безответственность. Обратной стороной гиперответственности является безответственность. К сожалению, дети не всегда являются желанным пополнением семьи. Далеко не все люди, ставшие родителями, хотели этого и были готовы к такой ответственности. В первую очередь, говоря о безответственности в отношение детей, мы конечно вспоминаем о так называемых неблагополучных семьях. Примерами безответственных родителей могут быть алкоголики и наркоманы, чьи дети растут безнадзорными, отцы, годами не платящие алименты, мамы, родившие нежеланных детей, которых затем оставляют на воспитание бабушка и дедушкам. По мнению психологов, корни родительской безответственности или полного отвержения собственных детей в большинстве случаев лежат в собственном детстве родителей. Безответственные родители, как правило, сами являются детьми из неблагополучных или авторитарных семей, в детстве подвергавшиеся гиперопеке либо, наоборот, оставленные без родительского внимания и заботы.

В целом, говоря об ответственности, необходимо помнить, что с одной стороны ребенок, безусловно, нуждается в родительской заботе и опеке. В то же время с самого раннего возраста он является самостоятельной личностью, со своим характером, желаниями, склонностями. Задача родителей заключается, прежде всего, в том, чтобы помочь ребенку проявить себя, вырасти полноценным и гармонично развитым членом общества.

Юридическая ответственность

Помимо моральной ответственности, родители несут также юридическую, т.е. регламентированную законом, ответственность в отношении своих детей. Украинское законодательство о защите детей опирается на положения Конвенции ООН о правах ребёнка. Сегодня в Украине ответственность за соблюдение прав детей регулируются следующими законами: Конституция Украины, Законы Украины «Об охране детства», «Об образовании», «о дошкольном образовании», «Об общем среднем образовании» и др. В целом положения этих законов сводятся к следующим основным принципам.

Во-первых, необходимо подчеркнуть, что с юридической точки зрения родительская ответственность определяется как законодательно закрепленные права, обязанности и властные полномочия родителей в отношении своих детей. Во-вторых, именно родители несут основную ответственность за воспитание и развитие своих детей. Как сказано в ст.12 ЗУ «Об охране детства», воспитание в семье является первоосновой развития личности ребенка. Родители или лица, их заменяющие, имеют право и обязаны воспитывать ребенка, заботиться о его здоровье, физическом, духовном и моральном развитии, обучении, создавать надлежащие условия для развития его природных способностей, уважать достоинство ребенка, готовить его к самостоятельной жизни и труду.

На каждого из родителей возлагается одинаковая ответственность за воспитание, обучение и развитие ребенка. Воспитание ребенка должно направляться на развитие его личности, уважение к правам, свободам человека и гражданина, языка, национальных исторических и культурных ценностей украинского и других народов, подготовку ребенка к сознательной жизни в обществе в духе взаимопонимания, мира, милосердия, обеспечение равноправия всех членов общества, согласия и дружбы между народами, этническими, национальными, религиозными группами (ст. 12 ЗУ «Об охране детства»).

Родители обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей, обеспечить получение детьми основного общего образования

Ребенок имеет право на получение содержания от своих родителей и других членов семьи. Родители или другие лица, воспитывающие ребенка, несут основную ответственность за обеспечение в пределах своих способностей и финансовых возможностей условий жизни, необходимых для развития ребенка (Конвенция о правах ребенка).

На родителей возлагается защита прав и интересов детей. Основополагающим принципом осуществления родительских прав является обеспечение прав и интересов ребенка.

Родители при осуществлении своих родительских прав обязаны не причинять вреда физическому и психическому здоровью, а также нравственному развитию детей. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию ребенка.

Ребенок имеет право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей или лиц, их заменяющих. При нарушении своих прав и законных интересов ребенок вправе самостоятельно обращаться за их защитой в орган опеки и попечительства, а по достижении возраста 14 лет в суд. За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию детей родители могут быть привлечены к различным видам юридической ответственности.

Ответственность за ребенка и дошкольные образовательные учреждения (ДОУ)

Как я уже упоминала в начале статьи, ответственность за ребенка несут не только родители, но также образовательные учреждения и все общество в целом. Учитель или воспитатель является основным лицом, несущим ответственность за жизнь и здоровье ребёнка во время его пребывания в учебном заведении (детсаду, школе). Так, во время занятий за детьми обязан смотреть учитель, во время перемен – дежурный педагог (назначаемый директором), а в детском саду – воспитатель. Здесь также необходимо остановиться на некоторых юридических моментах.

Согласно ст. 6 Закона Украины «О дошкольном образовании», принципами дошкольного образования являются: доступность; единство развития, воспитания, обучения и оздоровления ребенка; единство в целях воспитания семьи и дошкольного учреждения.

Задачей дошкольного образования является сохранение и укрепление физического, психического и духовного здоровья ребенка (ст.7 указанного Закона).

Воспитатель в детском саду должен руководствоваться своими знаниями и опытом, а также юридическими нормами в отношении ответственности за каждого ребенка. В то же время, находясь в учебных заведениях, ребёнок может попадать в совершенно разные ситуации, подчас опасные для его здоровья и жизни. И выходить из таких ситуаций, быстро принимать верные решения подчас бывает крайне сложно.

Давайте рассмотрим некоторые жизненные ситуации

Новогодние утренники в детском саду. Это одновременно и веселый праздник с поздравлениями и подарками от Деда Мороза и отчет о проделанной работе всего коллектива ДУ. Сценарий согласовывается и утверждается как минимум за месяц, роли распределяются между детьми также загодя. Идет большая, хлопотная и ответственная ПОДГОТОВКА к Новогоднему утреннику. Готовятся декорации, разучиваются стихи и песни. Шьются или берутся на прокат костюмы, и еще много разных подготовительных моментов, которые остаются за сценой.

Родители и дети с нетерпением ждут этого радостного и волнительного события. Ведь на праздник приходят не только мамы и папы, а еще бабушки и дедушки, сестрички и братики, дяди и тети, друзья родителей, знакомые фотографы и т.д. И, конечно же, всем нам, родителям, воспитателям, учителям приходилось сталкиваться с родительским тщеславием и гордостью. Ведь родителям так хочется, чтоб именно их ребенок выделялся из всех, чтобы именно он лучше всех читал стихи и пел песни, чтобы у него был лучший костюм и лучшая роль, чтобы именно ему уделяли особое внимание.

И вот, прямо перед праздником у ребенка поднимается температура. Как поступить?

Вариант А.
1. Медперсонал ДУ изолирует ребенка до прихода родителей.
2. Родители забирают ребенка домой, лишая праздника. (Да и какой праздник, если температура?)

Вариант Б.
1. Медперсонал ДУ изолирует ребенка до прихода родителей.
2. Ребенок нервничает и переживает, что не попадет на праздник.
3. Родители пытаются уговорить, что Дед Мороз обязательно придет, но немного позже. Однако уговоры не помогают.
4. Ребенок играет одну из ключевых ролей в новогоднем спектакле. И музработник очень нервничает, по поводу отсутствия главного исполнителя.
5. Родители советуются с воспитателями, медицинским работником и принимают решение: дать жаропонижающее и принять участие в празднике.

С одной стороны на лицо прямое нарушение санитарных норм и правил при варианте Б. А с другой стороны мы не имеем права наносить психологические и эмоциональные травмы, которые, кстати, могут иметь последствия намного более серьезные, чем банальное ОРЗ.

Еще один случай из жизни

Ребенок заболел незадолго до утренника. Музработник и воспитатель смирились с потерей «незаменимого» участника. Но за 30 минут до начала праздника появляется ребенок (без справки от педиатра) вместе с родителями и гостями. Как поступить?

Вариант А.
1. Медперсонал и руководители детского сада имеют основание (санитарные нормы и правила)  указать всей компании на дверь.
2. Родители устраивают скандал.
3. Ребенок, безусловно, получает моральную травму и запомнится она ему надолго.
4. В этом случае руководство ДУ поступает согласно инструкции СЭС, но идет на прямое нарушение закона Украины «Про дошкильну освиту»  ст.7.

Вариант Б.
1. Медперсонал и руководители ДУ принимают решение допустить ребенка к участию в празднике.
2. Родители ребенка и ребенок счастливы.
3. Родители других детей, посещающих коллектив, выказывают резкое неудовольствие и негативное отношение к ситуации. Более того, кто-то принимает решение забрать своего ребенка с праздника.

                 Ситуаций можно рассматривать много, но все они сводятся к следующему:

  §  Мы живем в обществе и должны считаться не только со своими желаниями и потребностями, но и согласовывать их с окружающими людьми.

  §  У каждого из нас разный уровень личностной и родительской ответственности. И поэтому наши поступки субъективно могут казаться верными, а объективно – не являться таковыми.

Например, решение в последнем случае забрать здорового ребенка с праздника. Родители могут считать, что это верное решение, однако, надо сначала разобраться в ситуации и выяснить чем болеет ребенок, какой инкубационный период у данного заболевания и представляет ли контакт больного ребенка со здоровыми опасность для ЗДОРОВОГО?

Кстати, педиатры как раз ограничивают контакт на 5 дней при ОЗР не только потому, что ребенок представляет угрозу для общества, а для того, чтобы простое ОРЗ не перешло во что-то более серьезное с осложнениями.

  §  Ответственность за ребенка, за его жизнь, здоровье, развитие – это проблема не отдельно взятой семьи, а общества в целом. В тоже время именно родители несут первостепенную ответственность за своих детей.

Напоследок я предлагаю вам пройди тест и определить для себя уровень личностной ответственности. Тест построен на основе концепции Локус Контроля Жд. Роттера. Для получения более точных результатов сначала пройдите тест и только потом читайте его описание.
Тест «Тип референции»
Инструкция: Вам будет предложено 44 утверждения, касающихся различных сторон жизни и отношения к ним. Оцените, пожалуйста, степень своего согласия или несогласия с приведенными утверждениями по 6-ти бальной шкале:
полное несогласие -3     -2     -1     1     2     3     полное согласие
т.е. обведите против каждого утверждения один из 6-ти предложенных баллов. Будьте, пожалуйста, внимательны и искренни. Спасибо.

1.
Продвижение по службе больше зависит от удачного стечения обстоятельств, чем от способностей и усилий человека
-3
-2
-1
1
2
3
2.
Большинство разводов происходит из-за того, что люди не захотели приспособиться друг к другу
-3
-2
-1
1
2
3
3.
Болезнь – дело случая; если уж суждено заболеть, то ничего не поделаешь
-3
-2
-1
1
2
3
4.
Люди оказываются одинокими из-за того, что сами не проявляют интереса и дружелюбия к окружающим
-3
-2
-1
1
2
3
5.
Осуществление моих желаний часто зависит от везения
-3
-2
-1
1
2
3
6.
Бесполезно предпринимать усилия для того, чтобы завоевать симпатию других людей
-3
-2
-1
1
2
3
7.
Внешние обстоятельства – родители и благосостояние – влияют на семейное счастье не меньше, чем отношения супругов
-3
-2
-1
1
2
3
8.
Я часто чувствую, что мало влияю на то, что происходит со мной
-3
-2
-1
1
2
3
9.
Как правило, руководство оказывается более эффективным, когда полностью контролирует действия подчиненных, а не полагается на их самостоятельность
-3
-2
-1
1
2
3
10.
Мои отметки в школе часто зависели от случайных обстоятельств (например, от настроения учителя), чем от моих собственных усилий
-3
-2
-1
1
2
3
11.
Когда я строю планы, то я, в общем, верю, что смогу их осуществить
-3
-2
-1
1
2
3
12.
То, что многим людям кажется удачей или везением, на самом деле является результатом долгих целенаправленных усилий
-3
-2
-1
1
2
3
13.
Думаю, что правильный образ жизни может больше помочь здоровью, чем врачи и лекарства
-3
-2
-1
1
2
3
14.
Если люди не подходят друг другу, то, как бы они не старались, наладить семейную жизнь они все равно не смогут
-3
-2
-1
1
2
3
15.
То хорошее, что я делаю, обычно бывает по достоинству оценено другими
-3
-2
-1
1
2
3
16.
Дети вырастают такими, какими их воспитывают родители
-3
-2
-1
1
2
3
17.
Думаю, что случай или судьба не играют важной роли в моей жизни
-3
-2
-1
1
2
3
18.
Я стараюсь не планировать далеко вперед, потому что многое зависит от того, как сложатся обстоятельства
-3
-2
-1
1
2
3
19.
Мои отметки в школе больше всего зависели от моих усилий и степени подготовленности
-3
-2
-1
1
2
3
20.
В семейных конфликтах я чаще чувствую вину за собой, чем за противоположной стороной
-3
-2
-1
1
2
3
21.
Жизнь большинства людей зависит от стечения обстоятельств
-3
-2
-1
1
2
3
22.
Я предпочитаю такое руководство, при котором можно самостоятельно определять, что и как делать
-3
-2
-1
1
2
3
23.
Думаю, что мой образ жизни ни в коей мере не является причиной моих болезней
-3
-2
-1
1
2
3
24.
Как правило, именно неудачное стечение обстоятельств мешает людям добиться успеха в своем деле
-3
-2
-1
1
2
3
25.
В конце концов, за плохое управление организацией ответственны сами люди, которые в ней работают
-3
-2
-1
1
2
3
26.
Я часто чувствую, что ничего не могу изменить в сложившихся отношениях в семье
-3
-2
-1
1
2
3
27.
Если я очень захочу, то смогу расположить к себе почти любого
-3
-2
-1
1
2
3
28.
На подрастающее поколение влияет так много разных обстоятельств, что усилия родителей по их воспитанию часто оказываются бесполезными
-3
-2
-1
1
2
3
29.
То, что со мной случается, - это дело моих собственных рук
-3
-2
-1
1
2
3
30.
Трудно бывает понять, почему руководители поступают так, а не иначе
-3
-2
-1
1
2
3
31.
Человек, который не смог добиться успеха в своей работе, скорее всего не проявил достаточно усилий
-3
-2
-1
1
2
3
32.
Чаще всего я могу добиться от членов моей семьи всего, что я хочу
-3
-2
-1
1
2
3
33.
В неприятностях и неудачах, которые были в моей жизни, чаще бывали виноваты другие люди, чем я сам
-3
-2
-1
1
2
3
34.
Ребенка всегда можно уберечь от простуды
-3
-2
-1
1
2
3
35.
В сложных обстоятельствах я предпочитаю подождать, пока проблемы разрешаться сами собой
-3
-2
-1
1
2
3
36.
Успех является результатом упорной работы и мало зависит от случая или везения
-3
-2
-1
1
2
3
37.
Я чувствую, что от меня больше, чем от кого бы то ни было, зависит счастье моей семьи
-3
-2
-1
1
2
3
38.
Мне всегда было трудно понять, почему я нравлюсь одним людям и не нравлюсь другим
-3
-2
-1
1
2
3
39.
Я всегда предпочитаю принять решение и действовать самостоятельно, а не надеяться на помощь других людей или везение
-3
-2
-1
1
2
3
40.
К сожалению, заслуги человека часто остаются непризнанными, не смотря на все его старания
-3
-2
-1
1
2
3
41.
В семейной жизни бывают такие ситуации, которые невозможно разрешить даже при самом сильном желании
-3
-2
-1
1
2
3
42.
Способные люди, не сумевшие реализовать свои возможности, должны винить в этом только самих себя
-3
-2
-1
1
2
3
43.
Многие мои успехи были возможны только благодаря помощи других людей
-3
-2
-1
1
2
3
44.
Большинство неудач в моей жизни произошло от неумения, незнания или лени и мало что зависело от везения или невезения
-3
-2
-1
1
2
3

Ключ к тесту:
1 этап: подсчет «сырых» баллов. При составлении итоговой суммы, вопросы, указанные в строке «+» берутся со знаком Вашего балла, а вопросы, указанные в строке «-», изменяют знак Вашего балла на противоположный.
+
2, 4, 11, 12, 13, 15, 16, 17, 19, 20, 22, 25, 27, 29, 31, 32, 34, 36, 37, 39, 42, 44
-
1, 3, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 14, 18, 21, 23, 24, 26, 28, 30, 33, 35, 38, 40, 41, 43
2 этап: для удобства интерпретации переводим баллы в стены
Баллы
Стены
от   -132
до   -13
1
-13
-2
2
-2
10
3
10
22
4
22
33
5
33
45
6
45
57
7
57
69
8
69
80
9
80
132
10

Описание теста.
В основу определения данной методики положены 2 предпосылки:
1. Люди различаются между собой по тому, как и где они локализуют контроль над значительными для себя событиями. Возможны два полярных типа такой локализации: экстернальный и интернальный соответствуют внешней и внутренней референции. В первом случае человек полагает, что происходящие с ним события являются результатом действия внешних сил – случая, других людей и т. д. Во втором случае человек интерпретирует значимые события как результат своей собственной деятельности. Любому человеку свойственна определенная позиция на континууме, простирающемся от экстернального к интернальному типу.
2. Локус контроля, характерный для индивида, универсален по отношению к любым типам событий и ситуа­ций, с которыми ему приходится сталкиваться. Один и тот же тип контроля характеризует поведение данной лич­ности в случае неудач и в сфере достижений, причем это в равной степени касается различных областей социальной жизни.

Анализ результата:
Нормальным значением считается 5,5 стенов. Отклонение результатов теста в большую сторону от 5,5 свидетельствует об интернальном типе контроля, в меньшую – об экстернальном. Высокий показатель соответствует высокому уровню субъективного контроля над любыми значимыми ситуациями. Такие люди считают, что большинство важных событий в их жизни является результатом их собственных действий, что они могут ими управлять, и, таким образом, они чувствуют свою собственную ответственность за эти события и за то, как складывается их жизнь в целом. Низкий показатель соответствует низкому уровню субъективного контроля. Такие люди не видят связи между своими действиями и значимыми для них событиями жизни, не считают себя способными контролировать эту связь и полагают, что большинство событий и поступков являются результатом случая или действий других людей.

Исследование самооценок людей с разными типами субъективного контроля (или референции) показало, что люди с низкими показателями характеризуют себя как эгоистичных, зависимых, нерешительных, несправедливых, суетливых, неуверенных, несамостоятельных, раздражительных. Люди с высоким показателем считают себя добрыми, независимыми, решительными, справедливыми, способными, дружелюбными, честными, самостоятельными, невозмутимыми. Т.е., показатель субъективного контроля дополнительно связан с ощущением человеком своей силы, достоинства, ответственности за происходящее, с самоуважением, социальной зрелостью и самостоятельностью личности.

С этим материалом читают:

Родительский клуб: Наши будущие первоклассники
Настоящие мужчины

Комментариев нет:

Отправить комментарий