вторник, 24 июня 2014 г.

И снова о дисциплине

дисциплина в детском саду дошкольники развитие
Дисциплина – краеугольный камень любого детского дошкольного учреждения. Любого воспитателя заботит соблюдение дисциплины в группе, ведь от этого зависят и безопасность воспитанников, и сохранность оборудования, учебных пособий, и развитие ребенка. 

Проблемы нарушения дисциплины можно условно разделить на две основные:
- проблема организации и руководства группой;
- проблема межличностных взаимоотношений в группе. 
Дисциплина необходима, ведь именно дисциплина позволяет организовать БЕЗОПАСНУЮ деятельность в коллективе. При этом воспитатель должен помнить, что детский сад и детская колония, как говорят у нас в Одессе, это две большие разницы, поэтому и требования к дисциплине в сих учреждениях должны различаться (об этом, кстати, у нас уже была заметочка). 
Дисциплина – это свод правил поведения, принятый в группе.
Следовательно, и создать дисциплину можно только разработав самый что ни на есть настоящий свод правил, такой себе кодекс чести, которому должны беспрекословно следовать все учителя и воспитатели (ну а вы-то как думали? думали дисциплина только для детей?).
1. Разработка, знакомство с правилами поведения и взаимодействия в группе.
1.1. Режим дня. Дети должны знать режим работы и иметь возможность следить за его соблюдением.
Воспитатель должно творчески переработать и дополнить стандартный режим детского сада в форме, доступной для ребенка. Обязательно необходимо предусмотреть минутки психологической разрядки, например «шумелки» и «кричалки» просто так, «прыгаем как мячики», «смеемся и хлопаем в ладоши». Наши воспитатели, например, когда видят, что дети, как говорится, «разошлись», используют следующий простой, но очень действенный способ: без крика и шума прикладывают палец ко рту, вынуждая детей повторять за ними, затем прикладывают пальчик к кончику носа, затем дотрагиваются до ушей и так далее (суповой набор из частей тела тут не ограничен). Все действо происходит в тишине, при этом дети как будто отражают действия воспитателя.

дисциплина в детском саду дошкольники развитие

1.2. Четкий перечень запретов и разрешений.
Воспитатель составляет перечень требований/запретов в зависимости от условий, режима работы группы. Важно, что это не «резиновый» список, который в любой момент может пополнить новый запрет в зависимости от желания взрослого!
Пример:
-нельзя выходить на лестничную площадку без разрешения взрослого;
-нельзя залезать на столы, стулья, подоконники;
-нельзя рвать книги, ломать игрушки;
-нельзя толкать, кусать, бить, обзывать детей;
-нельзя без разрешения воспитателя переходить к следующему виду деятельности;
-нельзя садиться за стол с немытыми руками.
Если вам кажется, что такой перечень бесконечный, это лишь означает, что вы не умеете составить правила поведения в группе. 
Важно одновременно с разработкой запретов составить список наказаний (из числа дозволенных) за нарушение запрета и поощрений за соблюдение правил поведения.
После составления требований/запретов, необходимо перейти к тому, что МОЖНО и НУЖНО делать в группе.
Пример:
- дарить улыбку и хорошее настроение;
- дружить и делиться игрушками;
- помогать воспитателю и детям;
- соблюдать режим дня и правила поведения;
- класть игрушки на место;
- следить за чистотой и порядком;
- слушать интересные сказки и истории;
- учиться читать и считать, чтобы пойти в школу;
- веселиться и кричать во время «Шумной минутки»;
- скакать и прыгать во время « Скакательной минутки»…
Важно! Запретов не может быть более 10, а их список должен быть неизменным. Перечень того, что МОЖНО и НУЖНО делать, должен быть как минимум в два раза больше и может регулярно пополняться.
Итак, мы четко продумали и составили СВОД правил поведения. Однако самый трудоемкий процесс все еще впереди – это соблюдение этих самых правил поведения.
2. Наглядность и доступность соблюдения правил поведения.
В первые дни после каникул необходимо каждый день в игровой форме напоминать детям правила.
Нельзя требовать от ребенка слепого повиновения командам. Это приводит к тому, что дети начинают действовать не по внутренним убеждениям и мотивам, а под влиянием жесткого контроля.
В группе должен быть оборудован стенд – уголок РЕЖИМА дня. Дети в течение дня должны иметь возможность самостоятельно определять, что мы делаем сейчас, что было недавно и что ждет дальше. Одной чайной ложечки креативности воспитателя достаточно для того, чтобы превратить отдающий советскими лозунгами и заводскими плакатами «уголок режима» в интересный и любимый организационный элемент в группе.

Например, паровозик с вагончиками по количеству детей в группе и изготовленное самостоятельно игровое поле. Наша задача – пройти от старта до финиша в течение дня. В начале дня мы помечаем вагончики детей, которые присутствуют в группе, и начинаем путешествие от станции к станции. Название станций соответствует расписанию. Вагоновожатым может быть воспитатель. Смену одного вида деятельности другим можно сопровождать сигналом свистка. Таким образом, дети будут иметь возможность наглядно следить за соблюдением расписания.

Поверхностный обзор интернет-картинок позволил мне выявить просто тьму разных идей для нашего дисциплинарного уголка (вот лишь некоторые из них):


дисциплина в детском саду дошкольники развитие

дисциплина в детском саду дошкольники развитие

дисциплина в детском саду дошкольники развитие

дисциплина в детском саду дошкольники развитие

2. Воспитатель в группе – это руководитель и лидер одновременно.
Типов руководства группой всего три:
- авторитарный
- демократичный
-попустительский
Предлагаю провести самоанализ и определить, какой стиль руководства преобладает у Вас (подсказка: на практике любой воспитатель как правило чередует стили управления или воплощает в себе сразу несколько характеристик).
Основные черты авторитарного лидера:
Дела в группе планируются заранее и во всем их объеме. Голос руководителя – решающий. Перед группой определяются лишь непосредственные цели. Дальние цели (смысл действий) не известен. Авторитарный руководитель отдает краткие и четкие распоряжения. Наказания без снисхождения. Язык четкий, тон часто неприветливый. Такой лидер НАД группой.
Наблюдения со стороны: воспитатель возвышается над детьми за письменным столом и «наблюдает». Редко (никогда) сядет вместе с детьми на ковер. 
Основные черты демократического лидера:
Мероприятия планируются вместе с группой. Отвечают за их выполнения все вместе. Инструкции в форме предложений. Тон товарищеский, доверительный, похвала и порицание – с советами. Позиция лидера – внутри группы.
Наблюдения со стороны: воспитатель всегда находится на одном уровне с детьми. На ковре, за игровым столиком. Принимает активное участие во всех видах режимных мероприятий, в том числе «Шумная минутка», «Скакательная минутка».
Основные черты попустительского лидера:
Дела в группе идут сами по себе. Лидер в стороне от группы. Отсутствие похвалы и порицаний.
Наблюдения со стороны: воспитатель разговаривает по телефону, периодически «покрикивая» на детей создавая «видимость» работы.
Немного разобравшись с проблемой организации и руководства группой, перейдём к вопросам, связанным с межличностными отношениями в группе. Даже при идеальном руководстве группой конфликты обязательно будут возникать. Задача воспитателя – выявить причину систематического нарушения дисциплины у ребенка и выработать стратегию поведения непосредственно с «виновником».
Всего можно выделить 5 основных причин нарушения дисциплины:
1. Борьба за лидерство.
2. Избегание неудач.
3. Недостаток внимания.
4. Месть.
5. Отсутствие интереса.
Воспитатель на основе регулярных заметок должен выявлять причины нарушения дисциплины и применять адекватные меры воздействия.

дисциплина в детском саду дошкольники развитие
Пример 1.

Федор регулярно отказывается кататься на батуте. При этом каждый раз придумывает новую причину. Например, сегодня:
- Мне очень холодно. Я сяду на солнышко погреться.
Классический пример отказа от какого-то вида деятельности из-за боязни неудачи. Воспитатель должен ненавязчиво в несколько этапов научить ребенка кататься на батуте. Сначала, просто постоять на нем, держась за руку и т.п.

Пример 2.
Нина обижается, если кто-то раньше нее ответил на вопрос. Выражает шумный протест криком и топаньем ногами.
Не хватает внимания и таким способом «тянет» его на себя. Пресечь нарушение дисциплины можно таким способом: воспитатель задает свой вопрос конкретному ребенку, соблюдает очередность, чтобы таким малышам, как Нина не было обидно. Можно совмещать вопросы и игру в мяч. Воспитатель бросает мячик ребенку и одновременно задает вопрос. Ребенок отвечает и возвращает мячик.

Пример 3.
Девочке уже исполнилось пять лет. Со здоровьем все в порядке. При этом она с завидной регулярностью писает в группе. Делает это демонстративно. Становится посреди группы и… Кстати, ее совершенно не беспокоят насмешки других ребят. Она словно получает удовольствие от такого «внимания» к своей персоне.
Корни такого поведения прячутся в давней обиде на молоденькую воспитательницу. А теперь, видя беспомощность, растерянность, злость и даже слезы воспитателя, «маленькая» нарушительница дисциплины банально МСТИТ. Кстати, с проявлениями мести не так просто бороться. Для начала надо попытаться выяснить, что именно обидело ребенка. Можно попытаться исправить положение, попросив прощения (если и вправду налицо вина взрослого человека). Еще один из способов – это игнорирование проступка. То есть воспитатель не акцентирует внимания на самом поступке, а просто выполняет действия, сообразные моменту, сохраняя эмоциональное равновесие (хотя конечно писающего посреди комнаты малыша проигнорировать трудно). Ни в коем случае нельзя заставлять ребенка «исправлять» содеянное («возьми тряпку и вытри пол!»), фактически становясь с ней на один уровень развития и осуществляя ответную месть. 

Пример 4.
Стоит только отвернуться к доске, как Тимур начинает корчить рожицы, вызывая веселый смех у группы. 
Тримур – прирожденный лидер. Все дети в группе ищут его расположения. Таким способом он показывает группе, что он ГЛАВНЕЕ даже воспитателя. Бороться с такими нарушителями можно через делегирование полномочий, например:
- Сегодня моим помощником будем Тимур. Раздай детям карандаши и бумагу.

дисциплина в детском саду дошкольники развитие

А можно вспомнить классика: «Он уважать себя заставил…» и действием доказать свое лидерство и право быть руководителем группы.

Пример 5.
В группе очень сильно ломают игрушки. Период «полураспада» самых качественных машинок – не более двух-трех рабочих дней. Рвутся книги, валяются вперемешку оторванные руки-ноги-головы.
Воспитатель не сумел организовать детей для коллективных игр. В результате им банально СКУЧНО. И они себя развлекают, ломая игрушки.

Конечно, все вышесказанное – всего лишь примеры, объясняющие (а возможно и не объясняющие) поведение детей в группе. Только выводы, сделанные на основании систематически повторяющихся проявлений поведения и регулярных заметках, могут помочь определить истинную причину и подобрать соответствующий стиль коррекции поведения.

8 комментариев:

  1. Очень познавательный пост о дисциплине! Для меня, как родителя, он тоже имеет практическую пользу - детей пока двое, но вопросы дисциплины уже стоят остро :)
    Хотя не представляю, как справляются воспитатели в детских садах - там сейчас по 30 человек в обычной группе...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. А никак воспитатели в таких огромных группах с детьми не справляются - это точно) Слишком много воспитанников)))

      Удалить
  2. Как интересно Вы написали о необходимости дисциплины.
    Больше всего понравилось, что запретов должно быть мало и они д.б. неизменными, а возможностей д.б. много и их список должен постоянно пополняться.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я скоро проведу в саду фотосессию - покажу вам наши уголки режима)))

      Удалить
  3. Понравилось про режим дня, про то, что он должен быть на виду и про регламентацию запретов и разрешений. Помню, как маленькой мне очень нравилось разглядывать вывешаные режимные моменты, изучать их время. Смотреть, что будет дальше. И про запреты, про их "нерезиновость" я согласна.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо за комментарий))Я вот лично из своего детства практически ничего не помню)

      Удалить
  4. Чаще можно встретить, к сожалению, вид попустительского и авторитарного воспитателя. Наладить дисциплину как в колонии гораздо легче. Но мне посчастливилось видеть в работе и демократических воспитателей, а также видеть плоды их труда - горящие детские глаза, готовность к обучению, подчинение не из-за страха, поглощенность и увлеченность занятиями. Побольше бы таких)))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Это точно!!! Демократический воспитатель - это еще и тот педагог, которому действительно интересно работать с детьми, которому не плевать, чем они занимаются и как развиваются.

      Удалить