У нас в стране секса нет (?/!)
Возможно, кто-то вспомнит о своем советском детсадовском
детстве в следующем контексте:
- Положили ручки под щечку! – воспитатели в детском саду
требовали только такой позы во время дневного сна.
Я помню, что заснуть в такой позе было крайне неудобно, но воспитатель ругал
(если ручки были под одеялом) и я мужественно выполняла команду. Что это?
Иезуитские методы воспитания или же за этим скрыт какой-то высший смысл?
Сегодня темой нашего родительского клуба будет то, о чем не
принято говорить или о детской сексуальности.
К моему глубокому сожалению в советской педагогике крайне
мало и скудно описаны вопросы психосексуального развития ребенка. Сегодня
психологам доступна литература зарубежных авторов, но к ней тоже надо относиться
критично, с учетом культурных особенностей и православных традиций.
Немного теории…
Мы неоднократно обсуждали этапы развития личности. Как
правило, опираясь на периодизацию развития Д.Б. Эльконина, нравственное
развитие личности Л. Колберга и эпигенетическую периодизацию развития личности
Э. Эриксона.
Сегодня мы посмотрим на эти же вопросы «глазами»
З.Фрейда.
З. Фрейд в термине «Психосексуальный» подчеркивал, что
главным фактором, определяющим развитие
человека, является сексуальный инстинкт.
На каждой стадии развития
определенный участок тела стремится к
определенному объе5кту или действиям, чтобы вызвать приятное напряжение. З.
Фрейд сделал основной акцент на биологических факторах, т.е. все стадии тесно
связаны с эрогенными зонами – чувствительными участками тела, которые
функционируют как выражение побуждений либидо. Эрогенные зоны включают в себя:
уши, глаза, рот(губы), молочные железы, анус и половые органы.
Итак, этапы развития по З.
Фрейду:
1. Оральная
стадия (от рождения до 1,5 лет)
2. Анальная
стадия (от 1,5 до 3 лет)
3. Фаллическая
стадия (от 3 до 6)
4. Латентная
(от 6 до 12)
5. Генитальная
(от 12 до 22)
Сегодня работы З. Фрейда доступны
и родители могут ознакомиться подробнее (Введение в психоанализ, З.Фрейд) я же
хочу остановиться на периоде от 3 до 6 лет.
На этот период приходится кризис
3-х летнего возраста. Ребенок начинает осознавать себя самостоятельной личностью.
Ведущий вид деятельности ребенка – сюжетно-ролевая игра. Во что играют наши
дети? Конечно, любимая игра – это дочки-матери. Где можно примерить на себя
роль папы и мамы. Следующая по популярности – это доктор. В этой игре наши дети
исследуют тело. И вот эти популярные игры, без опытного взгляда и контроля
педагога (родителя) могут превратиться в первые сексуальные игры. Так может
быть, запретить детям играть в дочки-матери? Пусть больше будет занятий
спортом, ИЗО, пусть играют с паркингом или собирают пазлы, - напрашивается
решение.
ЗАПРЕТИТЬ НЕЛЬЗЯ ИГРАТЬ (каждый
может поставить знаки препинания согласно своим убеждениям)
Да вот только в таком случае мы «загоним
в темный угол» важный этап развития ребенка и что более серьезно, оставим
ребенка один на один с его желаниями и потребностями.
Вот как
этот период описывает З. Фрейд
Между тремя и шестью годами интересы ребенка
сдвигаются в новую зону, область гениталий. На протяжении фаллической стадии
дети могут рассматривать и исследовать свои половые органы, проявлять
заинтересованность в вопросах, связанных с половыми отношениями. Хотя их
представления о взрослой сексуальности обычно смутны, ошибочны, и весьма
неточно сформулированы, Фрейд полагал, что большинство детей понимают суть
сексуальных отношений более ясно, чем предполагают родители. Основываясь на
увиденном по телевизору, на каких – то фразах родителей или на объяснениях
других детей, они рисуют «первичную» сцену.
Доминирующий конфликт на фаллической стадии состоит в том, что Фрейд назвал Эдиповым комплексом (аналогичный конфликт у девочек получил название комплекса Электры). Описание этого комплекса Фрейд заимствовал из трагедии Софокла «Царь Эдип», в которой Эдип, царь Фив, непреднамеренно убил своего отца и вступил в кровосмесительную связь с матерью. Когда Эдип понял, какой чудовищный грех он совершил, он ослепил себя. Фрейд рассматривал трагедию как символическое описание величайшего из человеческих конфликтов. С его точки зрения, этот миф символизирует неосознанное желание ребенка обладать родителем противоположного пола и одновременно устранить родителя одного с ним пола. Более того, Фрейд находил подтверждение комплекса в родственных связях и клановых взаимоотношениях, имеющих место в различных примитивных обществах.
В норме эдипов комплекс развивается несколько по – разному у мальчиков и девочек. Рассмотрим, как он проявляется у мальчиков.
Первоначально объектом любви у мальчика выступает мать или замещающая ее фигура. С момента рождения она является для него главным источником удовлетворения. Он хочет выражать свои чувства по отношению к ней точно так же, как это делают, по его наблюдениям, люди более старшего возраста. Это говорит о том, что мальчик стремится играть роль своего отца и в то же время он воспринимает отца как конкурента. Но мальчик догадывается о своем более низком положении, он понимает, что отец не намерен терпеть его романтические чувства к матери. Боязнь воображаемого возмездия со стороны отца Фрейд назвал страхом кастрации и, по его мнению, это заставляет мальчика отказываться от своего стремления.
В возрасте примерно между пятью и семью годами эдипов комплекс развивается: мальчик подавляет (вытесняет из сознания) свои желания в отношении матери и начинает идентифицировать себя с отцом (перенимает его черты). Этот процесс выполняет несколько функций: во – первых, мальчик приобретает конгломерат ценностей, моральных норм, установок, моделей полоролевого поведения, обрисовывающих для него, что это значит – быть мужчиной. Во – вторых, идентифицируясь с отцом, мальчик может удержать мать как объект любви путем замещения, поскольку теперь он обладает теми же атрибутами, которые мать видит в отце. Еще более важным аспектом разрешения эдипова комплекса является то, что ребенок перенимает родительские запреты и основные моральные нормы. Это подготавливает почву для развития суперэго или совести ребенка. Т.е. суперэго является следствием разрешения эдипова комплекса.
Взрослые мужчины с фиксацией на фаллической стадии ведут себя дерзко, они хвастливы и опрометчивы. Фаллические типы стремятся добиваться успеха (успех для них символизирует победу над представителем противоположного пола) и постоянно пытаются доказать свою мужественность и половую зрелость. Они убеждают других в том, что они «настоящие мужчины». Это так же может быть поведение по типу Дон Жуана.
Прообразом в данном случае выступает персонаж греческой мифологии Электра, которая уговаривает своего брата Ореста убить их мать и ее любовника и таким образом отомстить за смерь отца. Как и у мальчиков, первым объектом любви у девочек является мать. Однако, когда девочка вступает в фаллическую стадию, она осознает, что у нее нет пениса, что может символизировать недостаток силы. Она обвиняет мать в том, что она родилась «дефектной». В то же время девочка стремится обладать своим отцом, завидуя, что он имеет власть и любовь матери.
Со временем девочка избавляется от комплекса Электры путем подавления тяги к отцу и идентификации с матерью. Другими словами, девочка, становясь более похожей на мать, получает символический доступ к отцу, увеличивая, таким образом, шансы когда-нибудь выйти замуж за мужчину, похожего на отца.
У женщин фаллическая фиксация, как отмечал Фрейд, приводит к склонности флиртовать, обольщать, а также к беспорядочным половым связям, хотя они могут иногда казаться наивными и невинными в сексуальном отношении.
Неразрешенные проблемы эдипова комплекса расценивались Фрейдом как основной источник последующих невротических моделей поведения, особенно имеющих отношение к импотенции и фригидности.
Доминирующий конфликт на фаллической стадии состоит в том, что Фрейд назвал Эдиповым комплексом (аналогичный конфликт у девочек получил название комплекса Электры). Описание этого комплекса Фрейд заимствовал из трагедии Софокла «Царь Эдип», в которой Эдип, царь Фив, непреднамеренно убил своего отца и вступил в кровосмесительную связь с матерью. Когда Эдип понял, какой чудовищный грех он совершил, он ослепил себя. Фрейд рассматривал трагедию как символическое описание величайшего из человеческих конфликтов. С его точки зрения, этот миф символизирует неосознанное желание ребенка обладать родителем противоположного пола и одновременно устранить родителя одного с ним пола. Более того, Фрейд находил подтверждение комплекса в родственных связях и клановых взаимоотношениях, имеющих место в различных примитивных обществах.
В норме эдипов комплекс развивается несколько по – разному у мальчиков и девочек. Рассмотрим, как он проявляется у мальчиков.
Первоначально объектом любви у мальчика выступает мать или замещающая ее фигура. С момента рождения она является для него главным источником удовлетворения. Он хочет выражать свои чувства по отношению к ней точно так же, как это делают, по его наблюдениям, люди более старшего возраста. Это говорит о том, что мальчик стремится играть роль своего отца и в то же время он воспринимает отца как конкурента. Но мальчик догадывается о своем более низком положении, он понимает, что отец не намерен терпеть его романтические чувства к матери. Боязнь воображаемого возмездия со стороны отца Фрейд назвал страхом кастрации и, по его мнению, это заставляет мальчика отказываться от своего стремления.
В возрасте примерно между пятью и семью годами эдипов комплекс развивается: мальчик подавляет (вытесняет из сознания) свои желания в отношении матери и начинает идентифицировать себя с отцом (перенимает его черты). Этот процесс выполняет несколько функций: во – первых, мальчик приобретает конгломерат ценностей, моральных норм, установок, моделей полоролевого поведения, обрисовывающих для него, что это значит – быть мужчиной. Во – вторых, идентифицируясь с отцом, мальчик может удержать мать как объект любви путем замещения, поскольку теперь он обладает теми же атрибутами, которые мать видит в отце. Еще более важным аспектом разрешения эдипова комплекса является то, что ребенок перенимает родительские запреты и основные моральные нормы. Это подготавливает почву для развития суперэго или совести ребенка. Т.е. суперэго является следствием разрешения эдипова комплекса.
Взрослые мужчины с фиксацией на фаллической стадии ведут себя дерзко, они хвастливы и опрометчивы. Фаллические типы стремятся добиваться успеха (успех для них символизирует победу над представителем противоположного пола) и постоянно пытаются доказать свою мужественность и половую зрелость. Они убеждают других в том, что они «настоящие мужчины». Это так же может быть поведение по типу Дон Жуана.
Прообразом в данном случае выступает персонаж греческой мифологии Электра, которая уговаривает своего брата Ореста убить их мать и ее любовника и таким образом отомстить за смерь отца. Как и у мальчиков, первым объектом любви у девочек является мать. Однако, когда девочка вступает в фаллическую стадию, она осознает, что у нее нет пениса, что может символизировать недостаток силы. Она обвиняет мать в том, что она родилась «дефектной». В то же время девочка стремится обладать своим отцом, завидуя, что он имеет власть и любовь матери.
Со временем девочка избавляется от комплекса Электры путем подавления тяги к отцу и идентификации с матерью. Другими словами, девочка, становясь более похожей на мать, получает символический доступ к отцу, увеличивая, таким образом, шансы когда-нибудь выйти замуж за мужчину, похожего на отца.
У женщин фаллическая фиксация, как отмечал Фрейд, приводит к склонности флиртовать, обольщать, а также к беспорядочным половым связям, хотя они могут иногда казаться наивными и невинными в сексуальном отношении.
Неразрешенные проблемы эдипова комплекса расценивались Фрейдом как основной источник последующих невротических моделей поведения, особенно имеющих отношение к импотенции и фригидности.
Завершается фаллический период - латентным.
Либидо ребенка направляется через сублимацию на другие виды деятельности
(спорт, творчество)
Я думаю, что мы
достаточно вооружены теорией вопроса и можем перейти к случаям из жизни, и, пусть
простят меня родители, я буду использовать выражения наших с вами детей.
История 1. Дети сидят за круглым столиком и раскрашивают собачку. Все
очень мирно и чинно. Неспешный диалог сопровождает работу:
-У моей собачки будет красный язык.
- А я своей нарисую бантик.
- У меня не собачка, а взрослый сторожевой пес.
- А у моей собачки вот такая большая Пиписька! – ребенок сопровождает
слова рисунком «пятой» лапы.
Дети моментально подхватывают «плохое» словечко и с глупеньким
хихаканьем повторяют.
Пришло время воспитателю вмешаться:
- Миша не сказал ничего смешного. Собаки и кошки тоже «ходят в туалет».
Но вот слово мне не нравится, я бы не хотела, чтобы вы его повторяли, оно не
очень красивое. А вот лапок должно быть четыре, а не пять.
Для большинства детей Любое замечание воспитателя - авторитетно. И
поэтому очень важна его реакция. В нашем случае, воспитатель спокойно и
уверенно отреагировал на провокацию и поэтому дети спокойно продолжили свое
занятие (все кроме Миши).
История 2. Дети играют в дочки-матери. Классическая игра, наблюдая за
которой воспитатель и делает для себя
заметки об особенностях взаимоотношениях родителей.
- Девочки, мы сейчас попьем кофеек и в клуб поедем!
- Я, как Золушка стираю, убираю, мою посуду, а ты на компьютере
играешь!
И, вдруг…
- Давай ты ляжешь на скамейку – это покабутки кровать, а я лягу сверху
на тебя.
- Стоп! Мы так не играем! – решительно пресекает дальнейший ход событий
воспитатель.
Дети, как правило, моментально без вопросов переключаются на другой
сценарий: «Давай ты будешь спать, а я буду смотреть телевизор.»
И все же Миша пытается перевести
игру в другое русло, приставая с «обнимашками» к детям.
История 3. Играем в доктора.
- Так, что у тебя болит? Покажи язык, открой рот, - строгим голосом
говорит «врач». – Я сейчас выпишу таблетки и лекарство, и витамины. Ты не
волнуйся, скоро будешь здоров и пойдешь в садик.
- Давай я тебя послушаю, - имитирует действия
доктора, - тебе надо поставить укол. Ложись на кушетку и снимай трусы.
- Стоп! – пришло время вмешаться, - мы играем покабутки и не надо
раздеваться.
Воспитатель не успевает договорить, как Миша демонстративно снимает
трусики:
- Смотрите – это попа, а это пися.
Воспитатель выводит из группы Мишу, с ним отдельный разговор. Остальные
дети, как только провокатор «обезврежен», принимаются за свои обычные игры.
Небольшие пояснения для родителей:
1.
Дети в возрасте 3,5 и старше ориентируются в том,
во что Можно играть, и что вызовет неодобрение у взрослых.
2.
Они получают эти «знания» от нас с вами,
через братиков и сестричек старшего возраста, от других детей в магазине и на улице и т.д.
3.
Не надо «рвать» на себе волосы и восклицать:
«Откуда у него такие слова?».
Я привожу таблицу, в
которой можно найти ответ на вопрос о том, что можно считать нормой, а на что
надо обратить внимание у дошкольников.
Understanding Your
Child’s Sexual Behavior: What’s Natural and Healthy by Toni Johnson; New
Harbinger, 1999
Особенности сексуального
поведения детей 5-10 лет
Обратите внимание на такое поведение
|
Обратитесь за помощью к специалисту
|
|
Задает вопросы о гениталиях, груди матери, половом акте, откуда
берутся дети.
|
Проявляет страх и тревогу
при разговоре на сексуальные темы
|
Бесконечно спрашивает о сексе,
имеет слишком подробные сведения для данного возраста
|
Интересуется людьми в ванной или туалете (смотрит или
подглядывает)
|
Продолжает это занятие
после запретов.
|
Отказывается оставить в покое
людей в ванной или туалете
|
Использует неприличные слова для обозначения гениталий и секса
|
Продолжает использовать
неприличные слова в разговоре со взрослыми после запрета и наказания.
|
Настойчив в использовании
неприличных выражений даже после повторного наказания.
|
Играет в доктора, исследует тела окружающих
|
Слишком часто играет и
после объяснений, что это не всегда удачная игра.
|
Заставляет сверстников играть в
эти игры, снимать одежду.
|
Мальчики и девочки представляют, что у них есть дети.
|
Через месяц после игры
мальчик все еще представляет, что у него есть ребенок
|
Проявляет страх или злость при
разговоре о детях или половых отношениях.
|
Показывают другим свои гениталии
|
Стремится показаться
нагишом при людях даже после запрещения.
|
Отказывается одеваться,
показывается нагим на людях даже после многочисленных запретов.
|
Интересуется актами мочеиспускания и дефекации
|
Играет с фекалиями,
нарочно мочится на пол.
|
Занимается этим постоянно.
|
Играет в семью, выбирая роли «мамы» и «папы».
|
Изображает половые
сношения с детьми, в одежде, подражает сексуальному поведению взрослых, играя
с куклами или игрушками.
|
Изображает половые сношения с
детьми, раздевшись. Вовлекает других детей в эту игру, принуждает других
детей к половым сношениям.
|
Рисует половые органы на изображениях людей.
|
Рисует половые органы на
изображениях людей диспропорционально по отношению к изображению
|
Рисует гениталии, как главное
изображение на картинке. Рисует половое сношение и групповой секс.
|
Беседует с друзьями о сексе, муже, жене, свиданиях.
|
Слишком часто говорит о
сексе. Не любит публичных проявлений нежности.
|
Постоянно говорит о сексе даже
после повторных наказаний из-за сексуального поведения.
|
Хочет оставаться один, одеваясь и раздеваясь, в туалете и в
ванной.
|
Расстраивается, если
кто-то увидел его переодевающимся.
|
Агрессивен или плаксив в своих
требованиях об уединении.
|
Любит слушать или рассказывать неприличные анекдоты
|
Продолжает слушать или
рассказывать неприличные анекдоты даже после запретов
|
Продолжает рассказывать
неприличные анекдоты даже после многочисленных наказаний и запретов.
|
Рассматривает изображения обнаженных людей.
|
Восхищается и
возбуждается, рассматривая изображения обнаженных людей.
|
Восхищается и возбуждается,
рассматривая изображения обнаженных людей или показывая их другим.
|
Интересуется процессом размножения у животных
|
Дотрагивается до
гениталий животных
|
Вовлекается в сексуальное
поведение с животными.
|
Выводы:
Описанные нами ситуации у всех детей кроме Миши (имя условное) являются
нормой для детей дошкольного возраста. Задача взрослых контролировать данные
игры, чтобы вовремя пресекать нежелательные «повороты».
Поведение Миши
нуждается в дальнейшем анализе и корректировке!
Комментариев нет:
Отправить комментарий