среда, 19 февраля 2014 г.

Психология: застенчивость у детей и как с ней справляться

Возможно, кто-то из наших читателей помнит, как пять лет тому назад мы мастерили учебное пособие из картонных коробок? Я с моим незаменимым помощником, соратником и вдохновителем (это я о тебе, Елена Николаевна) привезли из ближайшего магазина замечательные коробки, оклеили их моющимися обоями и получили великолепный «строительный» материал. Эти чудо-коробки  служат верой и правдой по сей день: и для строительства домика поросят, и для строительства  лестницы. А вот недавно они помогли выложить настоящий лабиринт. 
Итак, на полу учебного класса из блоков выложен  лабиринт. Задание: пройти по нему и катить при этом перед собой мячик. Главное - не заблудиться по дороге. На выходе из лабиринта надо поднять руку вверх и громко прокричать «Ура!!!».
Это многоплановое задание – еще и очень хороший тест на застенчивость. Практически все дети рвутся в бой с криками: «Можно, я?!». В то время как один занимается «ориентированием на местности», его товарищи громко скандируют слова поддержки: «Миша! Миша!».  Рвутся в бой все, а вот при выполнении самого задания дети ведут себя по-разному. Кто-то уверенно катит мячик перед собой и на выходе гордо кричит: «Ура!». Кто-то катит мячик, будто одолжение делает, и слово «ура» уже не клич победителя, а простая формальность. Кто-то, несмотря на уговоры, отказывается принимать участие в упражнении. Я вижу, какая непростая внутренняя борьба ведётся между «очень хочу, там же так интересно»  и «не пойду, на меня же все смотрят».
детская психология застенчивые дети
Урок  окончен. Дети выходят из класса. Я остаюсь один на один с самым застенчивым ребенком в группе.
- Давай попробуем вместе пройти этот сложный лабиринт, - предлагаю малышу.
Мы осторожно прокладываем путь, причем мячик качу я, а ребенок просто следует за мной.
- Ура! – поднимаю руку вверх.
Малыш опускает глаза в пол.
- Давай еще один раз, - предлагаю вторую попытку. Теперь дело идет веселее. Малыш даже пару раз пытался толкнуть мячик, но боевой клич «ура» выше его сил, он стесняется …
Застенчивость  идет бок о бок с неуверенностью и боязнью не оправдать ожидания взрослых, попасть впросак. Часто застенчивость маскируется за упрямством  и показным равнодушием. И практически всегда застенчивость сопровождается ощущениями неловкости.  Как правило, дети  дошкольного возраста старше трех лет редко страдают этим недугом (неуверенность в своих силах и боязнь быть осмеянным – это спутники школьника) . Если мы констатируем частые проявления застенчивости у дошкольника – это повод обратить серьезное внимание на поведение ребенка.
детская психология застенчивые дети

Уникальность застенчивости состоит в том, что в научной психологии нет такого понятия, а вот на практике это достаточно распространенное общественное явление.  Когда мы говорим о застенчивости, то подразумеваем поведенческие и личностные особенности человека, которые проявляются в определенных ситуациях.
Определение застенчивости у К.К. Платонова:
«Застенчивость – это тяжело переживаемое эмоциональное состояние, определяемое наличием выраженного, мешающего общению психологического барьера и сопровождающееся мыслями о своей неполноценности и иллюзиями отрицательного отношения объектов общения».
К проблеме застенчивости обращаются психологи разных научных школ и, конечно же, по-разному рассматривают этот феномен.
Исследователи личностных черт убеждены, что застенчивость представляет собой передаваемую по наследству индивидуальную особенность. Бихевиористы полагают, что застенчивые люди просто не овладели определенными социальными навыками, необходимыми для эффективного общения. Психоаналитики утверждают, что застенчивость – это симптом, внешнее проявление глубинного бессознательного конфликта. Социальные психологи считают, что застенчивость начинается с навешивания ярлычка. «Я застенчив, потому что считаю себя застенчивым или потому, что меня считают таким». И поэтому практическим психологам снова приходится работать и разбираться с проблемой, не ожидая научных открытий.
детская психология застенчивые дети

Примем во внимание тот факт, что некоторые ученые считают, что  застенчивость передается по наследству, и выдвинем первое условие для работы с застенчивым ребенком:
1. Начинаем работу с родителями застенчивого ребенка.
Работая с ребенком, нужно помнить, что в жизни маленького человека нет и не может быть никаких психологических, поведенческих отклонений, не связанных в той или иной мере с особенностями семьи, окружающих его взрослых, их чувств, действий. Изменить поведение ребенка - нереальная задача, если взрослые не присмотрятся к себе, не изменят себя.
«Самое примечательное свойство застенчивого человека – неловкость. Неловкость – это внешнее проявление чрезмерной озабоченности своим внутренним состоянием. Самопознание, стремление к постижению самого себя лежат в основе многих теорий гармоничного развития личности и являются целью самых разнообразных практикующихся ныне терапевтических разработок. Однако та же склонность к самоанализу и постоянной переоценке своих чувств и мыслей, становясь самодовлеющей, свидетельствует о психическом расстройстве. Застенчивые люди нередко кончают именно этим».   (Ф. Зимбардо)
Начните с того, что подумайте о своем собственном темпераменте. Считаете ли вы себя застенчивым? А считали так, когда росли? Называли вас застенчивым? Были ли ваши братья, сестры, родственники или родители застенчивыми? Называли кого-нибудь из них застенчивыми? Есть ли какие-либо определенные ситуации, в которых вы чувствуете себя неловко? Что помогает вам чувствовать себя увереннее в групповых мероприятиях?
Проанализируйте свои родительские ожидания. Соответствуют ли способности, сильные стороны и настроение ребенка вашим ожиданиям? А может быть, несоответствие вашим ожиданиям как раз и способствует развитию у ребенка неуверенности в себе? Ниже приводятся несколько моделей поведения родителей, которые следует серьезно рассмотреть. Может быть, вам следует что-то изменить в своем поведении?

- Заставляли вы ребенка исполнять что-либо публично?

- Не слишком ли вы беспокоитесь, если ребенок не выполнил какое-то задание?
- Имеете ли вы обыкновение делать что-нибудь за своего ребенка?
- Говорите ли вы обычно от имени своего ребенка и улаживаете ли за него конфликты?
- Отговариваете ребенка испытать что-то новое?
- Заставляете ребенка делать вещи, которые могут быть важными для вас, но не для него?
- Сравниваете поступки и личность ребенка с поступками его братьев или сестер?
 Подумайте о своем поведении. Как вы обычно реагируете на застенчивость ребенка? Что вы отвечаете, если кто-либо говорит вам о застенчивости вашего ребенка, особенно в его присутствии? Есть ли в вашем поведении что-то, что можно было бы изменить и этим помочь ребенку почувствовать больше уверенности в себе? Составьте план изменений и придерживайтесь его.
2. Развиваем уверенность в собственных силах.

Прислушайтесь к себе и ответьте на вопрос: что может поставить вас в неловкое положение?
Например, я мечтала научиться играть в большой теннис. В школьные годы не сложилось. А решиться взять в руки ракетку и выйти полной неумехой на корт я не могла.
Итак, нас (взрослых), как правило, смущает собственная некомпетентность (неумелость) и боязнь публичного фиаско.
А теперь понаблюдайте  за ребенком и определите ситуации, в которых он проявляет застенчивость.
Пример: дети на площадке играют в мяч. Ваш малыш стоит рядом и наблюдает. Никакие уговоры не помогают включиться в игру. Более того, чем сильнее будут звучать призывы: «Иди к нам!», тем меньше шансов на успех.
Почему он такой застенчивый? Да просто Ваш малыш  не умеет играть в мяч!
Что надо сделать?
Ни в коем случае не произносите таких фраз: «Я очень хочу, чтобы ты пошел играть», или «Все дети играют, а ты?», или еще хуже «Слабак!» Не акцентируйте внимание ребенка на данной ситуации. А вот дома, оставшись один на один, Вы должны взять мячик и «научить» ребенка играть. На самом деле Ваш малыш должен поверить в собственные силы. Он не может этого сделать публично.
3. Предупреждаем всплески застенчивого поведения. Сюжетно-ролевая игра – основа развития ребенка
Пример. Вашего ребенка пригласили на день рождения. Постарайтесь выяснить у родителей именинника, что планируется на празднике? Объясните, что Ваш малыш очень стесняется незнакомой ситуации, и Вы хотите его заранее подготовить. Не стоит ставить ребенка в известность о предстоящем событии, еще успеется. Просто поиграйте с ним в «День Рождения». Продумайте сюжетно-ролевую игру до мелочей и разыграйте ее. Кстати, желательно перед самим праздником «наиграться», чтобы закрепить результат.
План игры с ребенком.
1. Выбираем «виновника» событий (любимый мишка).
2. Собираем гостей (если нельзя подключить бабушек и дедушек, то сгодятся плюшевые игрушки).
3. Каждый гость должен войти и поздороваться, вручить подарок имениннику. Вот пришел заяц: «Привет! Я рад видеть тебя. Поздравляю с праздником и дарю сладкую морковку». Вот пришел жираф: «Поздравляю, желаю счастья, здоровья и много подарков. А вот подарочек от меня». Важно, чтобы Ваш ребенок начал придумывать слова и ситуации каждого «гостя», реакцию именинника. Обсудите вопрос подарков. Будет ли Мишке приятно получить на День рождения морковку? А может быть ему больше понравился бы горшочек меда. Невзначай поинтересуйтесь, что Ваш ребенок хотел бы получить в подарок.
4. Садимся за праздничный стол. Вот Жираф опрокинул стакан с газировкой. Что надо сделать Жирафу? А как могут повести себя гости? А как ты бы сам справился с подобной ситуацией?
И т.д.
Такая игра поможет выявить слабые места, подготовит к событию, чтобы ребенок встретил как можно меньше неожиданных и новых ситуаций. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий