пятница, 3 октября 2014 г.

Родительский клуб: Наши будущие первоклассники


Сегодня мы подробно поговорим о наших будущих первоклассниках. Споры по поводу того: «Идти в школу в 6 лет, или подождать до 7?»,- не утихают уже много лет. При этом ярые сторонники/противники начала обучения с 6 лет приводят много различных доводов, зачастую упуская суть вопроса.
Ведь дело ни в биологическом возрасте ребенка, а в его готовности к школьному обучению. И так же как на дереве всегда найдется яблоко, которое поспеет раньше других, так же и среди однолеток, - кто-то готов к школьному обучению  в 5 лет, а кому-то и в семь рановато (речь идет о «стандартных» детях).
Начало учебного года. Вопросы родителей: «А мы будем готовы? А мы пройдем тестирование? А может нам подождать еще один годик?». Конечно, сегодня наши «волнительные» мамы смотрят на свое пятилетнее чадо и недоумевают: «Неужели эти малыши смогут успешно справляться с программой? А если в классе 35-40 детей?». 

Кстати, родители часто пребывают в заблуждении, что главным критерием для определения готовности к школьному обучению является умение писать, читать и считать. И зачастую подготовка к школе превращается в «натаскивание» репетиторами, т.е. в дрессировку.  

 Уважаемые родители, помните, что школа – это еще одна ступенька на пути во взрослую жизнь. Конечно, это стресс для ребенка. Правда, в психологии различают понятия: стресс и дистресс.
У нас впереди ЦЕЛЫЙ ГОД, за это время мы многому научимся.
Если ребенок хочет идти в школу, если педагогическое и психологическое тестирование «говорят»: «Готов!», значит надо отпускать.   Кстати, часто наблюдаем ситуацию, при которой, ребенок готов к школьному обучению, а вот родители не готовы к тому, чтобы стать родителями ШКОЛЬНИКА.
Так что давайте этот год вместе с нашими детьми «работать над собой». Мы открываем постоянную рубрику для родителей будущих первоклассников, в которой найдется место для теории (чуть-чуть) и практики.


Характеристика старшего дошкольника

1.       Ведущим видом деятельности продолжает оставаться сюжетно-ролевая игра. Правда, сюжетные линии становятся  сложными, а игры могут растягиваться на месяцы, напоминая мексиканские сериалы.
Заметка для родителей.
Запомните, что без интереса, ребенок дошкольного возраста не усваивает информацию. При этом не надо заниматься подменой интересов, например: «Напиши страничку прописей и будешь играть на планшете».
Играйте с детьми в школу. При этом подключайте к игре бабушек, дедушек, домашних питомцев. Пусть Ваш ребенок выберет для себя роль учителя, а Вам достанется роль учеников.
2.       Мышление дошкольника  - наглядно-образное, начинает формироваться словестно-логическое.
Заметка для родителей.
Это означает, что если Вы пытаетесь объяснить принцип действия пылесоса, то не утруждайте себя в рисовании сложных схем и пространных объяснений. Лучше разберите пылесос, продемонстрируйте его части. Ни на словах, а на деле покажите, как он работает. Превратите скучное объяснение в увлекательное опытно-экспериментальное исследование. Кстати, после этого можно и примитивную схему нарисовать!
3.       Новообразования: рефлексия, самосознание, способность взглянуть на себя со стороны, внутренний план действий.
Заметка для родителей.
 Не идите на поводу и помните, что наши дети уже прекрасно научились хитрить и увиливать от трудностей. Игры – играми, а занятия – занятиями. Если ребенок категорически отказывается заниматься и никакие ухищрения не помогают, то пришло время «серьезного разговора». Поговорите о будущем, кем он себя видит.  Расскажите о собственном пути к УСПЕХУ, продемонстрируйте  грамоты и дипломы, которые Вы получали за все время. Кстати, не забудьте Диплом об окончании детского садика :).
 Только в сказках сани идут сами, и щука исполняет желания. 

4.       Показатели физического развития
Мальчики
Девочки
Рост (см): 110,7 +- 5,28
Рост: 110,2 +- 4,31
Вес (кг): 19,74 +- 2,81
Вес: 19,24 +- 2,44
Обхват грудной клетки(см) 56,4+-2,75
55,5+-2,28

Заметка для родителей.
Есть один «дедовский» способ определить готов ли ребенок физически к школьному обучению. Если у ребенка начинают меняться зубы, то будьте уверены: физически Ваш ребенок полностью созрел к тому, чтобы выдержать учебную нагрузку.
5.       Без кризиса нет развития!
Заметка для родителей.
                Уважаемые родители, помните, что школа – это еще одна ступенька на пути во взрослую жизнь.  Можно, оставить ребенка еще на один годик и продлить ему детство. Но кто знает, а не потеряем ли мы за этот год желание УЧИТЬСЯ. 

ОЦЕНКА ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ


Готовность ребенка к школьному обучению необходимо оценивать по следующим категориям:
1.       Психологическая готовность.
1.1. Развитие кратковременной памяти, внимания.
1.2. Развитие образного, пространственного  и логического мышления.
1.3. Волевая готовность.
1.4. Развитие коммуникативных навыков.
2.       Педагогическая готовность.
2.1. Развитие речи.
2.2. Навыки чтения.
2.3. Навыки письма.
2.4. Навыки устного счета.
2.5. Навыки следовать словесным инструкциям.
3.       Физическая готовность.

Заключение о  физической готовности ребенка к школьному обучению  дает педиатр на основании результатов обследования различных специалистов. 


К сожалению, на сегодняшний день не так уж много официально признанных  методик оценки готовности к школьному обучению.
1.       Модифицированный тест Керна-Йирасека.
2.       Тесты на готовность  к школе ребенка шести-семи лет. Ю. Соколова.
3.       Методика диагностики отклонений в интеллектуальном развитии младших школьников. Стадненко Н.М., Илляшенко Т.Д., Обуховская А.Г. 
4.       Графический диктант по системе Д. Б. Эльконина.

Тестирование детей – это трудоемкий процесс (психологи меня поймут). Для того, чтобы хоть немного облегчить работу наших специалистов, мы приступили к созданию интерактивного теста «Готовность к школьному обучению». Первая версия уже проходит апробацию на базе ДЦ «Островок» и включает в себя следующие разделы:
1. Оценка развития речи, фонематического слуха, навыков звукового анализа и синтеза, элементов начальной грамоты.
2. Оценка развития математических понятий и навыков.
3. Оценка развития логического мышления и формирования основных понятий.
4. Оценка развития кратковременной памяти и внимания.
5. Оценка умения следовать прямым инструкциям.
6. Оценка развития пространственного мышления.

При разработке теста мы сгруппировали задания таким образом, чтобы в результате можно было сделать заключение не только об уровне развития ребенка и его готовности к школьному обучению, С помощью нашего теста можно судить об уровне одаренности детей. 


    

В следующих публикациях мы подробно остановимся на каждом разделе и поделимся опытом практического применения.

Комментариев нет:

Отправить комментарий