С сегодняшнего дня мы начинаем серию уроков (или занятий)
для дошкольников под общим названием «Развитие дошкольников посредством
сюжетно-ролевой игры». Наши воспитатели на Островке подготовили серию проектов,
каждый из которых состоит из пяти-шести занятий, посвященных подготовке,
разработке и осуществлению тематической игры в младших, средних и старших группах. Описание проектов доступно (или будет доступно в ближайшее время) по этим ссылкам:
Проект 4.Одесса - город моряков (сюжетно-ролевая игра)
Одним из самых эффективных средств воспитания детей дошкольного возраста является игра. Для дошкольного периода игровая деятельность – ведущая. Органически соединяясь с трудом и обучением, она в наибольшей мере способствует всестороннему развитию ребенка.
Одним из самых эффективных средств воспитания детей дошкольного возраста является игра. Для дошкольного периода игровая деятельность – ведущая. Органически соединяясь с трудом и обучением, она в наибольшей мере способствует всестороннему развитию ребенка.
Есть игры, имеющие воспитательное значение, укрепляющие
волю, воспитывающие чувство справедливости, умение помогать в беде – все это
сюжетно-ролевые игры. Руководящая роль в организации и развертывании творческих
сюжетно-ролевых игр принадлежит педагогу. Важное значение для правильной
организации сюжетно-ролевых игр и руководство ими имеет осознание воспитателем
сущности детской творческой игры и ее педагогической ценности, в частности –
глубокое понимание вопросов:
- Что такое детская игра?
- Откуда ребенок черпает содержание для сюжетно-ролевой
игры?
- Что побуждает ребенка играть?
- Какова структура игровой деятельности?
- Какое значение имеет игра для развития ребенка и детского
коллектива?
- Каковы особенности творческих сюжетно-ролевых игр?
Сюжетно-ролевая творческая игра рассматривается как
специфический вид человеческой деятельности, направленный на отражение
окружающей действительности, в частности трудовой деятельности взрослых, их
жизни и общественных отношений.
Интерес к творческим ролевым играм развивается у детей с
трех-четырех лет. К этому времени у ребенка появляются новые потребности, новые
мотивы деятельности, связанные с осознанием своих отношений со взрослыми. У ребенка
появляется желание активно участвовать в общественной жизни. Сюжетно-ролевая
игра для ребенка – это воображаемая иллюзорная реализация нереализуемых
желаний. Воображение и есть то новообразование, которое отсутствует в сознании
ребенка раннего возраста.
Отражение ребенком окружающей действительности происходит в
процессе его активной жизнедеятельности путем принятия на себя определенной
роли. В творческой сюжетно-ролевой игре ребенок выполняет символические
действия (как будто бы), реальные предметы заменяет игрушками или условно теми
предметами, которыми располагает, приписывая им необходимые функции (так, палка
может стать лошадкой, песочница – пароходом, стул – космической ракетой и
т.д.).
Мотивом, побуждающим ребенка к игровой деятельности,
является внутренняя потребность ребенка в активном участии в жизни взрослых. На
развитие сюжета игры решающее влияние оказывает расширение у ребенка представлений
об окружающей действительности. Ролевая игра возникает и развивается прежде
всего в том случае, когда в центре ознакомления с окружающей действительностью
стоит человек, его деятельность, поступки, отношения.
Структура ролевой игры включает следующие компоненты:
1) Роли, которые берут на себя дети в процессе игры;
2) Игровые действия, посредством которых дети
реализуют взятые на себя роли взрослых и отношения между ними;
3) Игровое использование предметов, условное
замещение реальных предметов имеющимися в распоряжении ребенка;
4) Реальные отношения между играющими детьми.
При этом центральным моментом является принятая ребенком
роль. Беря на себя роль, ребенок должен подчиняться определенным правилам
поведения, вытекающим из принятой роли.
Творческая ролевая игра – преобладающая деятельность ребенка
трех-шести лет, так как она создает зону ближайшего развития. Результаты игры
не продуктивны, они условны, так как в процессе игры ребенок почти ничего не
вносит в изменение окружающей действительности. Однако игровая деятельность значительно
обогащает ребенка представлениями об окружающем мире.
Сюжетно-ролевая творческая игра – первая проба социальных
сил и первое их испытание. В игре выясняется, как относится ребенок к успехам
или неудачам партнеров по игре, вступает ли он в конфликты с другими
участниками игры, умеет ли сдерживать непосредственные побуждения, готов ли
помочь товарищу, внимателен ли к другим участникам игры, несколько точен в
выполнении роли. Ролевые действия так увлекают детей, что подчас воспринимаются
ими как реальные поступки. В процессе игры ребенок самостоятельно налаживает контакт
и отношения взаимопонимания с коллективом, у него формируются коллективистские
черты характера.
При условии разумной организации игра – это школа жизни,
школа труда и общения с людьми. Игра дошкольника – это не бесцельная забава, а
особая форма детского труда. Она должна быть максимально приближена к труду,
наполнена трудовыми заданиями. Игра – один из незаменимых средств сплочения
детского коллектива.
Игровое общение воспитателя с детьми позволяет ему
направлять ход игры, руководить отношениями между ними. Умение играть имеет
решающее значение для формирования активности, инициативы, сосредоточенности,
целеустремленности и других качеств, необходимых затем для успешного обучения в
школе и будущей трудовой деятельности.
В младшей группе проводятся бытовые игры: семья, детский
сад. В средней группе появляются игры, отражающие профессиональный труд
взрослых (шофера, машиниста, продавца, доктора, воспитателя, милиционера), а в
старшей и подготовительной к школе группах прибавляются игры, связанные с
общественной тематикой («завод», «поездка на с/х ферму», «полет в космос», «школа»,
«библиотека», «путешествие»). Появление новой тематики не снижает интереса к
старым бытовым играм, но с каждым годом содержание их становится разнообразнее
и полнее.
В творческой сюжетно-ролевой игре старших дошкольников,
правила которой составлены самими детьми, вырабатывается самоконтроль и формируется
самооценка. Дети с более развитыми интересами являются постоянными
организаторами совместных игр. Интерес к играм содействует расширению
кругозора, опыта ребенка, способствует его умственному развитию, обогащению и
углублению знаний, формированию общественных представлений.
Игровой интерес активизирует не только восприятие, память,
но и мысль, речь ребенка, побуждает его применять приобретенные знания в
практической деятельности. О наличии развитого игрового интереса можно говорить
в том случае, если ребенок более или менее длительное время не отвлекается от
игры, его внимание сосредоточено на развитии сюжета и выполнении роли, если он
выражает желание брать определенную роль и у него есть любимые роли, если
ребенок не желает прекращать игру и выражает сожаление по поводу ее окончания,
назначение на роль обсуждается.
Кроме игровых взаимоотношений учитывается и общее оценочное
мнение и детское понимание человеческого достоинства. Например, при
распределении ролей в игре «Путешествие на пароходе» дети назначили капитаном Петю, заявляя при этом: «Мы
его первым ставим на эту роль, потому что он самый хороший и справедливый». Петя
с большой ответственностью выполняет взятую роль не только потому, что увлечен
игрой, но и потому, что дорожит доверием коллектива.
«Инструмент прикосновения к личности должен быть настолько
тонким, чтобы его воспитанник даже не ощущал его» (А.С.Макаренко). Процесс воспитательного
воздействия должен протекать непринужденно и свободно. Развитие игровых
интересов требует от педагога внимательного, чуткого отношения к играм детей,
личной заинтересованности в них. Педагог может предложить тему игры, но нельзя
ее навязывать. Игрой следует увлечь, вызвать у ребенка положительное отношение
к игровой деятельности. От воспитателя-руководителя игры требуется помощь детям
в обогащении игры высоконравственным содержанием, максимальном насыщении ее
соответствующими действиями. Он должен по возможности удовлетворить всех детей
при распределении ролей в игре, поставить каждого ребенка в позицию, наиболее
благоприятную для формирования его личности. Оказание разносторонней помощи в
процессе развития игры предполагает, что воспитатель не только держит в поле
зрения всех участников игра и как бы дирижирует ими, но и лично участвует в
игре.
А.С.Макаренко неоднократно подчеркивал, что воспитатель –
организатор жизни детей. Анализируя опыт воспитания детей, он писал: «…И я, как
педагог, должен с ними немножко играть. Если я буду только поучать, настаивать,
я буду посторонней силой, может быть полезной, но не близкой. Я должен
обязательно немножко играть, и я всегда это требовал от своих коллег».
Возникновение и развитие содержания творческих игр находится
в прямой зависимости от усвоения детьми конкретных знаний о явлениях окружающей
действительности и труд взрослых, формирования у них положительного
эмоционального отношения к созидательной деятельности людей.
Очень хорошая статья. У меня сын еще маленький, но уже иногда проскальзывают сюжетные игры. конечно, внимание быстро переключается, но если я рядом и задаю ход игры, Севе интересно. Потом наблюдаю,что он и один повторяет наши действия и играет сам. спасибо!
ОтветитьУдалитьПожалуйста))) Вообще развитие и обчение дошкольников должно главным образом осуществляться посредством игры, в том числе сюжетно-ролевой) Мы будем по-тихоньку готовить с группами проекты наших сюжетно-ролевых игр - первый уже готов - так что заглядывайте за идеями или материалами к играм)))
УдалитьТрудно представить ДОУ без сюжетно-ролевых игр! И польза от них большая, и детям интересно.
ОтветитьУдалитьДело в том, что мы устраиваем среди групп конкурс на лучший проект сюжетно-ролевой игры (ведь я их тут не просто так описываю - все это будет выполняться у нас на Островке, и быть может мне хватит сил обо всем этом написать комментарии и отчеты))). Лучший проект будет потом представлен как открытый урок в другом одесском ДОУ (делимся так сказать наработками).
УдалитьУ моего сынишки сюжетно-ролевые игры в самом разгаре. И начаться могут буквально из ничего :) Спасибо за интересную статью!!!
ОтветитьУдалитьВсегда пожалуйста!)
УдалитьСупер, спасибо!!))
ОтветитьУдалитьis there any online game for students???
ОтветитьУдалитьFree Download Games | Full Version PC Games