вторник, 17 июня 2014 г.

Развитие дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры

С сегодняшнего дня мы начинаем серию уроков (или занятий) для дошкольников под общим названием «Развитие дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры». Наши воспитатели на Островке подготовили серию проектов, каждый из которых состоит из пяти-шести занятий, посвященных подготовке, разработке и осуществлению тематической игры в младших, средних и старших группах.  Описание проектов доступно (или будет доступно в ближайшее время) по этим ссылкам:
Проект 4.Одесса - город моряков (сюжетно-ролевая игра)  
Одним из самых эффективных средств воспитания детей дошкольного возраста является игра. Для дошкольного периода игровая деятельность – ведущая. Органически соединяясь с трудом и  обучением, она в наибольшей мере способствует всестороннему развитию ребенка.
сюжетно-ролевая игра для дошкольника

Есть игры, имеющие воспитательное значение, укрепляющие волю, воспитывающие чувство справедливости, умение помогать в беде – все это сюжетно-ролевые игры. Руководящая роль в организации и развертывании творческих сюжетно-ролевых игр принадлежит педагогу. Важное значение для правильной организации сюжетно-ролевых игр и руководство ими имеет осознание воспитателем сущности детской творческой игры и ее педагогической ценности, в частности – глубокое понимание вопросов:
- Что такое детская игра?
- Откуда ребенок черпает содержание для сюжетно-ролевой игры?
- Что побуждает ребенка играть?
- Какова структура игровой деятельности?
- Какое значение имеет игра для развития ребенка и детского коллектива?
- Каковы особенности творческих сюжетно-ролевых игр?

Сюжетно-ролевая творческая игра рассматривается как специфический вид человеческой деятельности, направленный на отражение окружающей действительности, в частности трудовой деятельности взрослых, их жизни и общественных отношений.
Интерес к творческим ролевым играм развивается у детей с трех-четырех лет. К этому времени у ребенка появляются новые потребности, новые мотивы деятельности, связанные с осознанием своих отношений со взрослыми. У ребенка появляется желание активно участвовать в общественной жизни. Сюжетно-ролевая игра для ребенка – это воображаемая иллюзорная реализация нереализуемых желаний. Воображение и есть то новообразование, которое отсутствует в сознании ребенка раннего возраста.
Отражение ребенком окружающей действительности происходит в процессе его активной жизнедеятельности путем принятия на себя определенной роли. В творческой сюжетно-ролевой игре ребенок выполняет символические действия (как будто бы), реальные предметы заменяет игрушками или условно теми предметами, которыми располагает, приписывая им необходимые функции (так, палка может стать лошадкой, песочница – пароходом, стул – космической ракетой и т.д.).
сюжетно-ролевая игра для дошкольника
Мотивом, побуждающим ребенка к игровой деятельности, является внутренняя потребность ребенка в активном участии в жизни взрослых. На развитие сюжета игры решающее влияние оказывает расширение у ребенка представлений об окружающей действительности. Ролевая игра возникает и развивается прежде всего в том случае, когда в центре ознакомления с окружающей действительностью стоит человек, его деятельность, поступки, отношения.
Структура ролевой игры включает следующие компоненты:
1) Роли, которые берут на себя дети в процессе игры;
2) Игровые действия, посредством которых дети реализуют взятые на себя роли взрослых и отношения между ними; 
3) Игровое использование предметов, условное замещение реальных предметов имеющимися в распоряжении ребенка; 
4) Реальные отношения между играющими детьми.
При этом центральным моментом является принятая ребенком роль. Беря на себя роль, ребенок должен подчиняться определенным правилам поведения, вытекающим из принятой роли.
Творческая ролевая игра – преобладающая деятельность ребенка трех-шести лет, так как она создает зону ближайшего развития. Результаты игры не продуктивны, они условны, так как в процессе игры ребенок почти ничего не вносит в изменение окружающей действительности. Однако игровая деятельность значительно обогащает ребенка представлениями об окружающем мире.
Сюжетно-ролевая творческая игра – первая проба социальных сил и первое их испытание. В игре выясняется, как относится ребенок к успехам или неудачам партнеров по игре, вступает ли он в конфликты с другими участниками игры, умеет ли сдерживать непосредственные побуждения, готов ли помочь товарищу, внимателен ли к другим участникам игры, несколько точен в выполнении роли. Ролевые действия так увлекают детей, что подчас воспринимаются ими как реальные поступки. В процессе игры ребенок самостоятельно налаживает контакт и отношения взаимопонимания с коллективом, у него формируются коллективистские черты характера.
сюжетно-ролевая игра для дошкольника
При условии разумной организации игра – это школа жизни, школа труда и общения с людьми. Игра дошкольника – это не бесцельная забава, а особая форма детского труда. Она должна быть максимально приближена к труду, наполнена трудовыми заданиями. Игра – один из незаменимых средств сплочения детского коллектива.
Игровое общение воспитателя с детьми позволяет ему направлять ход игры, руководить отношениями между ними. Умение играть имеет решающее значение для формирования активности, инициативы, сосредоточенности, целеустремленности и других качеств, необходимых затем для успешного обучения в школе и будущей трудовой деятельности.
В младшей группе проводятся бытовые игры: семья, детский сад. В средней группе появляются игры, отражающие профессиональный труд взрослых (шофера, машиниста, продавца, доктора, воспитателя, милиционера), а в старшей и подготовительной к школе группах прибавляются игры, связанные с общественной тематикой («завод», «поездка на с/х ферму», «полет в космос», «школа», «библиотека», «путешествие»). Появление новой тематики не снижает интереса к старым бытовым играм, но с каждым годом содержание их становится разнообразнее и полнее.
сюжетно-ролевая игра для дошкольника
В творческой сюжетно-ролевой игре старших дошкольников, правила которой составлены самими детьми, вырабатывается самоконтроль и формируется самооценка. Дети с более развитыми интересами являются постоянными организаторами совместных игр. Интерес к играм содействует расширению кругозора, опыта ребенка, способствует его умственному развитию, обогащению и углублению знаний, формированию общественных представлений.
Игровой интерес активизирует не только восприятие, память, но и мысль, речь ребенка, побуждает его применять приобретенные знания в практической деятельности. О наличии развитого игрового интереса можно говорить в том случае, если ребенок более или менее длительное время не отвлекается от игры, его внимание сосредоточено на развитии сюжета и выполнении роли, если он выражает желание брать определенную роль и у него есть любимые роли, если ребенок не желает прекращать игру и выражает сожаление по поводу ее окончания, назначение на роль обсуждается.
Кроме игровых взаимоотношений учитывается и общее оценочное мнение и детское понимание человеческого достоинства. Например, при распределении ролей в игре «Путешествие на пароходе» дети  назначили капитаном Петю, заявляя при этом: «Мы его первым ставим на эту роль, потому что он самый хороший и справедливый». Петя с большой ответственностью выполняет взятую роль не только потому, что увлечен игрой, но и потому, что дорожит доверием коллектива.
«Инструмент прикосновения к личности должен быть настолько тонким, чтобы его воспитанник даже не ощущал его» (А.С.Макаренко). Процесс воспитательного воздействия должен протекать непринужденно и свободно. Развитие игровых интересов требует от педагога внимательного, чуткого отношения к играм детей, личной заинтересованности в них. Педагог может предложить тему игры, но нельзя ее навязывать. Игрой следует увлечь, вызвать у ребенка положительное отношение к игровой деятельности. От воспитателя-руководителя игры требуется помощь детям в обогащении игры высоконравственным содержанием, максимальном насыщении ее соответствующими действиями. Он должен по возможности удовлетворить всех детей при распределении ролей в игре, поставить каждого ребенка в позицию, наиболее благоприятную для формирования его личности. Оказание разносторонней помощи в процессе развития игры предполагает, что воспитатель не только держит в поле зрения всех участников игра и как бы дирижирует ими, но и лично участвует в игре.
А.С.Макаренко неоднократно подчеркивал, что воспитатель – организатор жизни детей. Анализируя опыт воспитания детей, он писал: «…И я, как педагог, должен с ними немножко играть. Если я буду только поучать, настаивать, я буду посторонней силой, может быть полезной, но не близкой. Я должен обязательно немножко играть, и я всегда это требовал от своих коллег».
Возникновение и развитие содержания творческих игр находится в прямой зависимости от усвоения детьми конкретных знаний о явлениях окружающей действительности и труд взрослых, формирования у них положительного эмоционального отношения к созидательной деятельности людей.

8 комментариев:

  1. Очень хорошая статья. У меня сын еще маленький, но уже иногда проскальзывают сюжетные игры. конечно, внимание быстро переключается, но если я рядом и задаю ход игры, Севе интересно. Потом наблюдаю,что он и один повторяет наши действия и играет сам. спасибо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Пожалуйста))) Вообще развитие и обчение дошкольников должно главным образом осуществляться посредством игры, в том числе сюжетно-ролевой) Мы будем по-тихоньку готовить с группами проекты наших сюжетно-ролевых игр - первый уже готов - так что заглядывайте за идеями или материалами к играм)))

      Удалить
  2. Трудно представить ДОУ без сюжетно-ролевых игр! И польза от них большая, и детям интересно.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Дело в том, что мы устраиваем среди групп конкурс на лучший проект сюжетно-ролевой игры (ведь я их тут не просто так описываю - все это будет выполняться у нас на Островке, и быть может мне хватит сил обо всем этом написать комментарии и отчеты))). Лучший проект будет потом представлен как открытый урок в другом одесском ДОУ (делимся так сказать наработками).

      Удалить
  3. У моего сынишки сюжетно-ролевые игры в самом разгаре. И начаться могут буквально из ничего :) Спасибо за интересную статью!!!

    ОтветитьУдалить
  4. Анонимный8 июля 2014 г., 15:48

    Супер, спасибо!!))

    ОтветитьУдалить