вторник, 14 октября 2014 г.

Оценка готовности к школьному обучению

 Оценка развития речи, фонематического слуха, навыков звукового анализа и синтеза, элементов начальной грамоты.
(см. 1 часть  Родительский клуб. Готовимся к школе.)


Заметки из школьной жизни. Учимся образовывать прилагательные от имен существительных.
 Воспитатель показывает лист и говорит:
- Это листик березы. Это березовый лист.
Далее предлагает детям продолжить игру.
- Это листик с дуба…- это Сдубовый листик.
- Это лист клёна… - это клёнистый листик.

Воспитатель описывает осень.
- Осень щедрая…
- А что такое «щедрая»?
- Это означает, что осень добрая. Она приносим всем гостинцы, и с радостью делится ими. При этом Осень не ждет ничего взамен.
- О, нет! Значит, я не щедристый.

Развитие речи – это основа развития дошкольника. На протяжении дошкольного периода необходимо проводить работу по воспитанию звуковой культуры речи.
Дети должны уметь пользоваться темпом речи, применять силу голоса, интонации для выражения своих мыслей. Необходимо упражняться в правильном произношении отдельных звуков. Учим детей дифференцировать звуки на гласные и согласные. Согласные звуки учим делить на мягкие и твердые, звонкие и глухие. Развиваем фонематический слух, учим навыкам звукового анализа и синтеза слова.
Работаем над расширением словарного запаса, на основании знаний об окружающем мире. В дошкольном периоде формируются основные понятия, позволяющие проводить обобщение, группировку и анализ. Дети учатся правильно отвечать на поставленные вопросы: «Что это? Кто это?», видеть особенности предметов, выделять характерные признаки и качества, отвечая на вопросы: «Какой?», а также описывать действия с предметами, отвечая на вопросы «Что делает?». Учимся описывать предметы и явления, используя синонимы и антонимы, сравнивая и сопоставляя.   Например: «Осенью дни становятся короче, а ночи длиннее. Осенние деньки прохладные, ветреные, туманные». Развиваем у детей интерес к родному языку через загадки, сказки, стихи, пословицы и поговорки. Знакомим с происхождением некоторых слов, учим образовывать новые слова.
 В дошкольном возрасте формируется грамматический строй речи. Дети должны правильно использовать существительные в речи, изменять по падежам, согласовывать в роде и числе. Учим правильно использовать пространственные предлоги (в, на, под, около, над, за).
Развиваем навыки коммуникативного общения. Учимся Говорить и Слушать.

Итак, с рождения и до шести лет мы (родители, педагоги и дети) много и плодотворно работали, а теперь пришло время оценить результат.
Продолжаем знакомить с интерактивным тестом оценки готовности к школьному обучению.
Тестовые задания состоят из трех уровней (А, Б, В), что позволяет дифференцировать знания детей. Для обучения в школе достаточно успешно пройти все задания уровня А. Успешное прохождение уровня Б будет свидетельствовать  не только о достаточном развитии речи, а еще и о формировании навыков начальной грамоты. Если ребенок справился с уровнем В – это характеризует его, как одаренного среди своих однолеток.
Задания в тесте подбираются случайным образом из определенного набора. Предлагаем несколько  примеров и описания к ним. 

1.Развитие фонематического слуха.
Ребенок должен  уметь выделить первый звук в слове, при этом он может не знать графического обозначения звука (буквы).
В этом задании при клике на объект, он будет звучать.





2. Развитие связной речи. Понимание речи.
Ребенок должен уметь запоминать инструкции, состоящие из нескольких действий.
Например, стандартная инструкция в школе:
Откройте учебник на странице 12; найдите упражнение под номером 2; перепишите слова, выделенные  рамочкой,  в тетрадь.
Задание в тесте: Угости бабушку чаем. Мальчику дай глобус, а девочке - книгу.
Ребенок должен уметь выделять из повествования важное и второстепенное.
Задание в тесте: Внимательно послушай рассказ и ответь на вопрос. 
Сегодня День Рождения у Козочки. С раннего утра она готовит угощение. Для зайчика – морковку. Для кота – рыбку. Для овечки – пучок редиски.
1.1. Что готовит козочка для зайца?
1.2. Какое угощение ждет кота?
1.3. Чем порадует козочка овечку?


 3. Развитие навыков звукового анализа. Ребенок должен уметь идентифицировать звуки и делить их на гласные, согласные (твердые и мягкие).
Задание в тесте: Найди звуковую схему слова и соедини ее с картинкой.

 4. Развитие навыков синтеза слова.
Ребенок должен уметь составлять простые слова из букв.

5.Развитие грамматического строя речи.
Ребенок должен уметь составлять предложения по схеме, согласовывать существительные в роде и числе, правильно использовать пространственные предлоги (в, на, за, около, под, над).



Оценка уровня развития речи, используя наш тест, займет не более 15 минут. Дети с удовольствием выполняют задания на планшете, что очень важно, так как фактор испуга и растерянности у дошкольника может существенно изменить картину тестирования и выдать неправильный результат.  
В конце всех заданий будет предложена итоговая таблица в баллах и словесное описание с рекомендациями (по необходимости).

Продолжение следует...

Комментариев нет:

Отправить комментарий