Первая тема нашего педсовета - наказания. Наказание ребенка – это серьезная и вечная тема. Родители и воспитатели часто задают вопросы: «А можно вообще обойтись без наказаний?». Давайте попробуем ответить на этот вопрос. Но сначала нам надо определиться, что такое воспитание? Обратимся к классике.
А. Толстой. Золотой ключик или Приключения Буратино.
Нам уже известно, что Буратино никогда даже не видел пера и чернильницы.
Девочка сказала: «Пишите», – и он сейчас же сунул в чернильницу свой нос и страшно испугался, когда с носа на бумагу упала чернильная клякса.
Девочка всплеснула руками, у неё даже брызнули слёзы.
– Вы гадкий шалун, вы должны быть наказаны!
Она высунулась в окошко.
– Артемон, отведи Буратино в тёмный чулан!
Благородный Артемон появился в дверях, показывая белые зубы. Схватил Буратино за курточку и, пятясь, потащил в чулан, где по углам в паутине висели большие пауки. Запер его там, порычал, чтобы хорошенько напугать, и опять умчался за птичками.
Девочка, бросившись на кукольную кружевную кровать, зарыдала оттого, что ей пришлось поступить так жестоко с деревянным мальчиком. Но если уж взялась за воспитание, дело нужно довести до конца.
Буратино ворчал в тёмном чулане:
– Вот дура девчонка… Нашлась воспитательница, подумаешь… У самой фарфоровая голова, туловище, ватой набитое…
Буратино сел на сломанный горшок, подпёр щёку. Он бывал в переделках и похуже этой, но возмущала несправедливость.
– Разве так воспитывают детей?.. Это мученье, а не воспитание… Так не сиди да так не ешь… Ребёнок, может, ещё букваря не освоил – она сразу за чернильницу хватается… А кобель небось гоняет за птицами – ему ничего…
Алексей Николаевич Толстой гениально описал «воспитателя» и создал карикатурный образ. Мальвина уверена, что она воспитывает Буратино. А вот у Буратино совсем другое мнение. Давайте разберемся, что же такое ВОСПИТАНИЕ.
Существует огромное количество академических определений понятия воспитания. Мы остановимся на одном из них. Воспитание – это целенаправленная деятельность, призванная сформировать личность.Алексей Николаевич Толстой гениально описал «воспитателя» и создал карикатурный образ. Мальвина уверена, что она воспитывает Буратино. А вот у Буратино совсем другое мнение. Давайте разберемся, что же такое ВОСПИТАНИЕ.
Обратите внимание! Воспитание – это не формирование НАВЫКОВ, таких как: умываться, чистить зубы, грамотно писать, говорить: «Спасибо» и «Пожалуйста». Воспитание – это развитие определенных личностных качеств (чистоплотность, интеллектуальность, самостоятельность, дружелюбие…). Я думаю, что на этом этапе никто не будет со мной спорить.
Итак, первый постулат. Мы не дрессируем ребенка, а развиваем личностные качества. Воспитатели (родители), наберитесь терпения и помните: перед нами - крохотный человечек, которому надо пройти огромный путь, чтобы понять, что такое добро, честность, справедливость, смелость, трусость, доброта. Писать, читать, считать – это всего лишь навык, бесспорно очень важный в современном мире, но если мы у ребенка не воспитаем трудолюбие, целеустремленность, то он никогда не сможет достичь успеха в жизни.
Постулат второй – все люди разные. И если «деревянному» человечку не страшно провести время в заточении, то для чувствительной натуры это может быть серьезной психологической травмой.
Постулат третий. Воспитание – это деятельность, результат которой отсрочен во времени. А раз так, то нам (взрослым) надо набраться терпения и не ждать сиюминутного результата.
Постулат четвертый. Воспитание – это непрерывный процесс. Помните: все, что мы делаем, оставляет след на нашем воспитаннике.
Постулат пятый. Воспитание – это направленная деятельность. А на любое действие всегда найдется противодействие или ответная реакция. И она очень часто может не соответствовать нашим замыслам. Здесь хорошо подходит схема из «поведенческой» психологии: стимул – реакция – подкрепление. Мы говорим ребенку: «Собери игрушки». Он с радостью выполняет нашу просьбу. Мы гладим его и говорим, что он молодец. Это классический случай положительного подкрепления. А вот если он не собирает игрушки? А что если в ответ на нашу просьбу, он принимается разбрасывать игрушки с большим энтузиазмом? Оставить незамеченным? Но мы же хотим воспитать чистоплотность, дисциплинированность, бережливость. Итак, помимо положительно подкрепления (поощрения) существуют отрицательные подкрепления (наказания).
И в заключение теоретической части я приведу таблицу возможных реакций взрослых (родителей, воспитателей) на действия детей.
Наказания
|
Поощрения
|
1. Физическое наказание
|
1. Похвала
|
2. Словесное наказание (обозвать, осудить, упрекнуть, и т.п.)
|
2. Ласка
|
3. Аффективное воздействие (крик, ярость, гнев)
|
3. Совместная деятельность
|
4. Лишение родительской любви
|
4. Материальные поощрения
|
5. Ограничение активности ребенка
|
5. Разрешение активности с расширением прав ребенка.
|
6. Инициирование чувства вины
| |
7. Принуждение к действию
| |
8. Наказание естественными последствиями
| |
9. Блокирование нежелательного действия
| |
10. Лишение благ и привилегий
|
Разобравшись немного с теорией вопроса, давайте рассмотрим жизненную ситуацию и проведем анализ.
Перед нами семья: папа, мама, ребенок 3-х лет и годовалый малыш. Дети на попечении отца в кухне-столовой, мама в другой комнате. Папа отвлекся на разговор по телефону, а в это время малыш подполз к плите и, найдя точку опоры в виде дверцы от духового шкафа, встал на ножки. Ребенок постарше, видя, что папа занят, сразу воспользовался ситуацией и в одно мгновение оказался рядом с братом. Надо заметить, что он очень ревнив (ревность – это врожденное свойство личности), и родители знают об этом. Итак, мамы в комнате нет, папа занят своими делами, значит можно все. Резкий толчок и младший брат летит на пол. Нога замахнулась для пинка.
Я описала ситуацию, с которой сталкиваются многие родители. Но и для воспитателей проявление ревности тоже не редкость. Мы хотим видеть наших детей добрыми, дружелюбными, отзывчивыми. Мы читаем им сказки, показываем собственным примером, и все равно проявления агрессии случаются. Как правильно поступить в вышеописанной ситуации? И возможно ли здесь обойтись без наказания?
Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к нашей таблице. Посмотрите на «инструменты», которые имеется у нас в колонке под названием «Поощрения». Разве мы можем похвалить старшего ребенка? Или приласкать? А может, мы материально его поощрим? Итак, вывод очевиден.
Жизнь – сложная штука. И мы, к сожалению, не можем обойтись без наказания.
Вернемся к нашей истории. Я опишу один из возможных сценариев правильного поведения взрослого (родителя или воспитателя).
1. Немедленно остановить старшего брата, чтобы агрессия не проявилась в более сильной форме и не привела к травме. Можно повысить голос и сказать: «Стоп! Так нельзя делать!» (пункт 9 в таблице «блокирование нежелательного действия»).
2. Взять старшего ребенка за руки, чтобы «поймать» взгляд и попытаться найти слова, которые достучаться до «самого сердца». «Ты же знаешь, что он еще очень маленький. Ему больно и страшно» (пункт 6 «инициирование чувства вины»).
3. Если мы достигли желаемого результата и видим, что старший брат расстроен и испытывает чувство стыда за свой поступок, значит мы достигли цели и на этом с наказаниями надо покончить. Теперь мы вместе должны успокоить малыша. В нашей таблице это пункт 3 «совместная деятельность».
4. На вопрос прибежавшей из соседней комнаты мамы «что случилось?» можно ответить так:
- Наш младший сын трогал плиту. Но наш взрослый сын вовремя его остановил. Правда, малыш упал и поэтому расплакался, но мы его пожалели и приласкали. Я думаю, что мы можем поручить нашему взрослому сыну следить за малышом, только он должен обещать быть осторожным и бережным к брату.
В нашей таблице это п. 5 «Разрешение активности с расширением прав ребенка».
Вывод: В процессе воспитания нельзя обойтись без наказаний, но их должно быть обязательно меньше поощрений.
Мы привели в таблице 10 типичных видов наказаний. А все ли из них можно применять к ребенку? Этот вопрос мы выносим на общее обсуждение.
А как же всё-таки быть, если ребёнок категорически отказывается слушать объяснения, почему так нельзя делать? Даже, если объясняешь неоднократно последствия, что будет, если ты сделаешь, скушаешь, возьмёшь и т.п. так....Ребёнок просто категорично стоит на своём. Как правильно поступить в такой ситуации? Плюс ко всему, если перепалка сопровождается истерикой ребёнка.
ОтветитьУдалитьРазвернутый ответ на этот вопрос я дам в ближайшее время, когда опубликую материалы сегодняшнего Родительского клуба.
УдалитьСегодня мы как раз обсуждали возрастные периоды ребенка, ведущую деятельность и особенности мышления. Возраст от 3 до 7 характеризуется наглядно-действенным мышлением, поэтому все наши "словесно-логические" объяснения: "Так делать нельзя, так как..." уходят в некуда. Мы же не пытаемся объяснить грудничку : " Не плачь, папа пришел с работы..." Просто в нашем распоряжении много различных инструментов для воспитания и каждый должен быть использован в нужное время с максимальной эффективностью.
Пример:
Заболел дедушка. Мы просим ребенка вести себя тихо, т.к. дедушка болен. Мы можем очень долго объяснять и не добиться желаемого результата только потому, что выбрали не тот "инструмент" взаимодействия с ребенком. А вот если мы возьмем ребенка за ручку, зайдем в комнату (где дедушка лежит в кровати) и вместе с ребенком погладим дедушку, поможем подать книжку и т.п., то наш ребенок поймет, что происходит. Еще раз напоминаю, что мышление у дошкольника наглядно-действенное...