вторник, 10 декабря 2013 г.

Учимся читать: методика "Приключения на Островке"

«Когда же мой ребенок научится читать? С 2-х лет знает все буквы, а до сих пор не читает!»
Это один из наиболее распространенных вопросов, которые я слышу от родителей. Я всегда заявляла, что научиться читать – не самоцель в дошкольный период, но тем не менее это обязательное условие дальнейшей успешной учебы. Поэтому мы решили начать «рубрику» с практическими советами по эффективному обучению наших дошколят чтению.
В настоящее время существует великое множество методик по обучению чтению: методика Глена Домана, Воскобовича, Зайцева, буквари Бахтиной, Жуковой, но с сегодняшнего дня в этом списке есть еще и запатентованная методика «Приключения на Островке». На самом же деле со времен возникновения письменности и до наших дней существует всего три основных метода, все остальное — это вариации с различными вкусовыми добавками и приправами. Вот эти пресловутые три метода:
  •      слоговой (он же складовой)
  •      аналитико-синтетический (он же буквослагательный)
  •      метод целого слова
Если родители, начитавшись научно-педагогических статей и журналов, с умным видом отдают предпочтение методике Зайцева, букварю под редакцией Жуковой или же методике Сергея Полякова – они используют слоговой (складовой) способ. Лейтмотив этих методик - терпение и труд все перетрут. Преимущество методики Зайцева  в этом списке – это возможность начинать обучение чуть ли не с пеленок. Играть с кубиками намного интереснее, чем зубрить скучные и совершенно непонятные слоги. Недостаток методики Зайцева – автор вводит понятие склад. Например, в слове сом – один слог, но два склада по методике Зайцева. Поэтому в школе ребенка будут долго переучивать разбивать слова на слоги – этот метод не согласовывается с традиционной системой.
учимся читать методика приключения на Островке
Нам очень нравится букварь под редакцией Жуковой. Он хорош в первую очередь тем, что уже с первых страниц автор с помощью интересных графических приемов объясняет принцип слогосложения. Дальше ребенок должен регулярно читать и запомнить большое количество слогов, переходя к чтению слов. На мой взгляд букварь Жуковой является одним из лучших пособий, но даже в бочке меда есть ложка дегтя. В книге нет ни одного слова, написанного целиком, то есть не разбитого на слоги. Конечно, ребенку на первых порах намного легче прочитать му-хо-мор, но автор не учел одну особенность нашей психики. Дело в том, что когда ребенок уже освоил начальную грамоту, он не читает по слогам, и тем более по буквам – он должен читать как минимум целиком слово, фразу, предложение. Букварь Жуковой может сыграть плохую службу и сформировать навык чтения по слогам, за которым последует длительная борьба за технику чтения.
учимся читать методика приключения на Островке
*Можно провести интересный эксперимент. Возьмите любую книгу (например детективчик Устиновой) и начните читать в течение 1 минуты. Посчитайте количество слов, перескажите. Затем возьмите книгу из некой области, в которой вы не являетесь специалистом (к примеру работу Выгодского «Мышление и речь») и повторите опыт. Сравните результаты.
Популярный метод Глена Домана - ни что иное как метод целого слова, который прошел пик своей славы в начале 20 века. Наибольший расцвет этот способ обучения достиг в США и... в Советском Союзе! Две наиболее развитые страны мира нуждались в быстром и простом методе обучения начальной грамоте. В СССР от этого способа отказались достаточно быстро, а вот Америке понадобилось почти 40 лет, чтобы в конце 60-х начать клеймить этот метод. И сейчас в США обучают детей с использованием аналитико-синтетического метода. Кстати, в наших школах при изучении английского учителя до сих пор пользуются методом целого слова (в очередной раз доказывая, как мы отстаем от современной науки).
учимся читать методика приключения на Островке
Чем была обусловлена притягательность данного метода? Его простотой. Все, что требуется от любящего педагога – не лениться и показывать карточки с картинками. Но далеко не все дети могут научиться читать, используя данную методику. С одной стороны, у ребенка и правда формируется образ слова, и, как показывалось выше, он не читаем по буквам (либо по слогам) . С другой стороны, по этой методике ребенок учиться читать… знакомые слова.  А что делать, если мы встретили совершенно новое слово? А что делать, если от природы ребенок относится не к визуалу, а к аудиалу? В таких случаях методика Домана – пустая трата времени. Ну и самое главное, раз и навсегда освоив принцип алфавитного письма и чтения, вам уже не надо будет учиться читать на любом иностранном языке, достаточно только выучить правила. 
 Аналитико-синтетический способ. Метод достаточно молодой, в отличие от слогового способа. И возник он как раз в противовес слоговому. 
Слоговой, он же складовой способ. Ух, сколько досталось этому способу обучения от советской власти, его клеймили и уничтожали десятилетия, а вот уничтожить не смогли.  Дети сначала учили  алфавит (название букв): Аз, Буки, Глаголь, Веди, Добро и т.д. Затем они переходили к заучиванию слогов (складов): Буки плюс Аз будет БА, Глаголь плюс Аз будет ГА. Процесс обучения начальной грамоте был длинным и тернистым. Революцию в системе образования осуществил никто иной как Ушинский. Именно он перенял германскую методику и стал пропагандировать способ, при котором заучивать надо было не название букв, а их звучание. Конечно, дело пошло веселее, но недостаточно быстро. Теперь ученику предлагали не просто бездумно заучивать слоги, а понять способ слогосложения, например: А+М= АМ. С обратными слогами все легко и просто, а вот с прямыми: М+А = МА у всех детей вызывает неизменные затруднения, а М +Я = МЯ – еще большие сложности. Все потому, что звук М в слоге МА превращается в Мь в слоге МЯ. В результате революционных изменений в методике обучения начальной грамоте русский алфавит приобрел свой современный вид. Дети стали изучать звуки, а не буквы, а звуки стали разбивать на гласные и согласные (мягкие и твердые). Но самое главное, используя этот метод воспитатель не только формирует навык «чтение», но и развивает психические процессы у ребенка.
Если вы выбрали для ребенка слоговой способ либо метод целого слова, то знайте - вы дрессируете ребенка, натаскиваете его. В этом нет ничего плохого, особенно если надо добиться быстрого результата. Если же вы выбрали аналитико-синтетический способ (звуковой) то ваш ребенок занимается исследовательской деятельностью. Он получает возможность путем проб и ошибок самостоятельно понять логику алфавитного письма и чтения. Преимущество данного способа - развивающая методика, официальная методика по которой должны учить ребенка читать и в садике и в школе. Недостаток: в ее традиционном виде методику практически невозможно использовать при работе с детьми младше 5 лет. Вот почему в детских дошкольных учреждениях начинают изучать начальную грамоту с пятилетнего возраста.
Родителям, конечно же, не терпится. Им надо поставить чадо на табуретку и продемонстрировать успехи намного раньше, чем в пять лет. Как быть? Возвращаться к методу целого слова? Брать на вооружение кубики Зайцева?
Авторская методика обучения дошкольников начальной грамоте «Приключения на Островке». Мы не придумали ничего революционного. Все, что мы сделали – это тщательно проанализировали существующие способы, и создали способ, основанный на традиционном аналитико-синтетическом способе  и пригодный для обучения и развития ребенка с 1,5 лет.
Вот основные принципы новой методики:
1. Создание устойчивого интереса к процессу обучения.
2. Природосообразность.
3. Развитие психических процессов ребенка.
4. Расширение кругозора и словарного запаса.
5. Применение современных технологий для повышения эффективности обучения.
учимся читать методика приключения на Островке
В общем, все очень просто. В основе методики «Приключения на Островке» лежат сказки о буквах-подружках, которые и создают эмоциональный настрой, интерес к процессу обучения. Буква с глазками, ротиком, ручками и ножками – это доступный для восприятия ребенка сказочный персонаж. Буква умеет звучать так же как кошка мяукать, а колокольчик звенеть. Вот так сложное и недоступное понятие «фонема» становится простым для восприятия ребенка. Буквы живут на Островке, ссорятся, мирятся, сталкиваются с разными житейскими трудностями. Таким образом ребенок не просто изучает начальную грамоту, а постигает сложный мир социальных взаимоотношений, учится различать добро и зло. Сказки легко инсценируются. И мы на занятиях в детском саду часто разыгрываем мини-спектали по их сюжетам. То есть учебная деятельность становится сюжетно-ролевой игрой, что является основой при развитии дошкольника. По сюжетам сказочных историй сняты мультипликационные фильмы, созданы интерактивные книги, упражнения и обучающие игры, доступные не только на ПК, но и на смартфонах и планшетах. В следующих постах я подробнее остановлюсь на различных аспектах нашей методики. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий