понедельник, 2 декабря 2013 г.

Материальные поощрения – мифы и реальность

Новая тема нашего педсовета – материальные поощрения. Чтобы разобраться в том, можно ли материально поощрять ребенка для достижения воспитательного эффекта, мы сначала должны разобраться в особенностях детской психики. Обратите внимание на таблицу: 


Возрастная периодизация (по Д.Б. Эльконину)
Возраст
Кризис
Ведущая деятельность, мышление
Социальная ситуация развития
Ведущие новообразования
Младенчество
От рождения до 1 года
Одного года
Эмоциональное общение со взрослыми

Единство, слитность со взрослыми
«Кризис оживления»
Автономная, детская речь.
Прямохождение.
Раннее детство
Трех лет
Предметная
Наглядно-действенное мышление
Начало отделения от взрослого
«Самость»
Я сам!
Речь
Дошкольное детство 3 – 6,7 лет
Семи лет (поступление в школу)
Ролевая игра
Наглядно-образное мышление
Выполнение действий под наблюдением взрослых
Произвольность, рефлексия, самосознание, внутренний план действий,
Соподчинение мотивов, способность взглянуть на себя со стороны
Младший школьный возраст
До 10-11 лет
Предподрастковый
Учебная
Словесно-логическое мышление
Начало ориентации на сверстников
Произвольность, рефлексия, самосознание, внутренний план действий,
Соподчинение мотивов, самооценка.
Всеми нами движут, прежде всего, инстинкты. Это бесспорный факт. Основной формой проявления инстинкта в детском возрасте является интерес, т.е. особая нацеленность психического аппарата ребенка на тот или иной предмет. По словам американского психолога Э.Торндайка, все, что мы делаем, мы делаем из интереса, пусть даже из отрицательного интереса.


Схема детских интересов
1 год жизни
1-3 года
3-6,7 лет
6,7 лет – 15
Отрочество
К любым раздражителям (голос, яркая краска, ощупывание)
Ребенок любую вещь «пробует на вкус»
Перемещение в пространстве
Ребенка интересует окружающая среда
Самодеятельность – главный интерес
Ребенок способен трудиться до усталости, получает удовлетворение в собственных несложных действиях
Ребенка интересует все за пределами окружающей среды
Интерес к путешествиям
Интерес к самому себе
Важно помнить! В стремлении заинтересовать чем-либо может возникнуть подмена интереса! Например если ребенок выполняет что-либо только из интереса к конфете (которую он получит или не получит в конце), то это подмена интересов.
материальные поощрения детей
Таким образом, главная цель поощрений заключается не столько в том, чтобы вызвать интерес, сколько в правильной направленности этого интереса: интерес должен быть направлен на формирование и стимулирование необходимого нам (воспитателям, родителям) навыка.

В качестве примера я приведу жизненные ситуации, с которыми встречались наши родители.
Пример первый. Необходимо привить ребенку навыки гигиены и чистоплотности – учим умываться по утрам и чистить зубы. Исходя из предыдущего постулата, мы должны ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ ребенка, иначе нам не добиться желаемого результата. Можно ли здесь пользоваться таким инструментом как материальное поощрение? Давайте разберемся.
- Малыш, ты должен почистить зубки. Они вырастут у тебя белыми и красивыми.
Сперва малыш идет на наши уговоры. Но вы только представьте, сколько неприятных ощущений вызывает процедура «чистка зубов» у ребенка. Так что если вы смогли его уговорить почистить зубы в первый раз, то не рассчитывайте его уговорить второй. Он уже знает, ЧТО ЭТО ТАКОЕ! Словесно-логические «ухищрения» - это как кидать в стенку горох. Взгляните еще разок на нашу таблицу и на особенности мышления дошкольника.
Итак, материальное поощрение. Наша цель – чистить зубы регулярно.
Вариант 1.
Мы едем в магазин вместе с ребенком и покупаем «волшебную» зубную щетку и пасту для супер-героя (для феи). Важно, чтобы ребенок сам выбрал предметы гигиены, пошел на кассу, чтобы оплатить покупку. Он должен почувствовать, что он стал взрослее. После этого мы вместе с ребенком приступаем к этой «неприятной» процедуре. Показываем, как правильно чистить зубы с одной стороны, и демонстрируем, что наш ребенок уже взрослый и делает тоже, что и его родители. В качестве дополнительного стимула можно заготовить интересный предмет из гигиенического набора (кусочки мыла в виде фигурок животных, красивое полотенце, стаканчик для зубных щеток). После того, как малыш мужественно перенес процедуру, мы его материально поощряем (из заранее заготовленного набора).
Внимание! Вариант неправильного поведения
- Почисть зубки, и ты съешь шоколадку.
Сколько времени мы должны материально поощрять ребенка? Да пока не сформируем навык. Возможно, мы подарим много интересных предметов гигиены, зубных щенок с мелодиями и лампочками… пока наш ребенок не начнет чистить зубы по утрам без уговоров и напоминаний. Важно, что когда это произойдет, мы можем быть уверены, что с этого момента наш ребенок будут чистить зубы регулярно.
материальные поощрения детей
Пример второй. Мы хотим, чтобы наш дошкольник начал читать. Мы знаем, что ведущий вид деятельности в этот период– это ролевая игра. То есть малоэффективно посадить ребенка за парту перед букварем. Нам надо превратить учебную деятельность в игровую. Для этого есть много разных способов. Мы можем купить магнитные буквы и начать собирать простые слова (сыр, масло, сок) на холодильнике. Мы по несколько раз на день играем с магнитными буквами и приучаем ребенка к учебной деятельности. Правда, надо быть «вооруженным» методикой обучения дошкольника начальной грамоте. 
Можно пойти по другому пути. Дайте ребенку электронную, интерактивную азбуку (приложение для мобильных или компьютерных устройств). Создавая учебные программы, разработчики позаботились о поощрениях, которые уже есть в самой игровой и обучающей программе (Учимся читать на Островке, Алфавитный мостик, Алфавитный пазл).
Внимание! Вариант неправильного поведения.
Нам 4 года и мы уже продвинутые пользователи айпада. Родители регулярно скачивают детские «развлекалки» (стрелялки, догонялки, рисовалки). Узнав о том, что есть учебное приложение (Учимся читать на Островке) для дошкольников, они с энтузиазмом скачали его и дали ребенку. Ну разве можно сравнить игру, в которой надо приложить минимальные интеллектуальные усилия (при чем результат в сотни раз превышает эти усилия) с учебно-развивающей игровой программой? Ребенок привык, что ему достаточно «кликнуть» по картинке и начнется «веселье». Поэтому наш малыш быстро понял разницу и категорически отказался играть в полезную игру. Родители решили применить материальное поощрение.
- Ты сначала играешь в «полезную» игру, а потом в любимую!
Перед нами происходит классическая подмена интересов. Родители, о которых мы говорим, прививают не интерес к учебной деятельности, не интерес к буквам, звукам, а наоборот, практически говорят:
- Учиться читать – это очень скучно и неинтересно, но такова жизнь.
материальные поощрения детей
А как же в данной ситуации правильно поступить? Если мы начнем прикармливать ребенка сладкой кашей, то он откажется кушать овощи и мясо. Так же и с мобильными приложениями. Поэтому сначала мы знакомим ребенка с полезными программами. Кстати, неполезные рано или поздно он сам найдет. Но пусть это произойдет попозже. Первое, что нужно сделать – самому попробовать «поиграть» в игру, а ребенок пусть будет только зрителем. После нескольких таких итераций можно невзначай попросить ребенка о помощи. А, возможно, следует отложить эту программу, так она является еще слишком сложной для малыша. Для таких случаев мы разработали программу с бОльшим игровым эффектом (Алфавитный мостик), но при этом ребенок все равно учит буквы и звуки. 
Подобные примеры встречаются сплошь и рядом, а наши правила применимы для любой ситуации, в которой необходимо приучить ребенка к каким-либо неприятным, но необходимым обязанностям.

Комментариев нет:

Отправить комментарий