четверг, 19 декабря 2013 г.

Почему небо голубое?

- А вы заметили, что современные дети четырех-пяти лет практически не задают вопросов? А ведь это самый возраст «почемучек»!
Справедливое замечание коллеги. Я не хочу писать, что изменилось в современном мире, и почему дети все реже и реже интересуются такими простыми вещами, как например: «Откуда вода в кране?».

Я хочу предложить комплексное занятие для стимулирования «почемучек».
почемучки комплексное занятие детский садик Островок

Комплексное занятие в детском саду.
Тема: Свойства предметов.
Материалы и оборудование: проектор, компьютер, учебное видео на сайте «ukr-op.com», набор предметов для эксперимента (белый пластмассовый стаканчик, кусочек ваты).
На экране зимний пейзаж, падает снег. Читаем отрывок стихотворения.
Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
(И. Суриков)

почемучки комплексное занятие детский садик Островок
- Ребята, а почему снег на землю падает тихо?
- Потому что он белый, - Никита отвечает первым и невпопад.
- Потому что он пушистый, - слышится еще одна версия от Стаси.
- Так, а давайте мы сейчас с вами проведем настоящий научный эксперимент!
Слово эксперимент мало знакомо, но вся фраза целиком, да еще и сказанная с энтузиазмом и одновременно с долей интриги, моментально оживляет детей.
Итак, берем белый пластмассовый стаканчик и показываем его детям.
- Ребята, что у меня в руках?
Дружный хор: «Cтакаааанчиииик»
- Правильно. А какой он?
Даем детям возможность выговориться и обобщаем правильные ответы:
- Стаканчик белого цвета, твердый.
А теперь начинаем наш эксперимент.
- Внимательно следите за стаканчиком. Я его сейчас брошу на пол. Как вы думаете, он упадет тихо или с шумом?
Ребята выдвигают гипотезы: тихо, шумно.
Ну что же, пора проводить первый опыт. Он должен быть проведен с максимальной приближенностью к реальному эксперименту. Выбираем двух наблюдателей, при чем одного из группы детей, которые предположили, что стаканчик упадет тихо, а другого из группы детей, которая уверенна - стаканчик упадет с шумом.
Наблюдатели занимают свои места рядом с доской. Начинаем отсчет:
-Один, два, три, - считают дружно дети. Их глаза прикованы к моей высоко поднятой руке.
- Бам, бум, трам, - стаканчик падает, затем несколько раз пружинит, звонко ударяясь об пол.
- Шумно! Стаканчик упал шумно! - радостно кричит вся группа.
Даем пару минут на обмен впечатлениями. Затем продолжаем наше занятие. Теперь в моих руках кусочек ваты. Я ее демонстрирую ребятам и задаю те же вопросы: «Что это? Опишите этот предмет».
Ответы детей на этот раз четкие, с понимаем происходящего.
- Это вата. Она белая, пушистая, мягкая.
- Ребята, как вы думаете, если я брошу вату на пол, будет шум? Необходимо провести еще один эксперимент, чтобы проверить нашу научную гипотезу, - пи этом я не боюсь использовать новые незнакомые понятия. Ребята полностью захвачены происходящим и на этом эмоциональном подъеме они впитывают все новое моментально (пополняем словарный запас).
Второй эксперимент проходит с не меньшим интересом. А теперь обсуждаем результаты, сравниваем и делаем выводы.

почемучки комплексное занятие детский садик Островок
Итак, стаканчик падает шумно, потому что он твердый, тяжелый. Вата падает тихо, потому что она мягкая и пушистая. А теперь возвращается к нашему стихотворению о зиме.
- Так почему снег на землю падает тихо?
- Потому что он пушистый и мягкий! И ещё легкий!!! – дружный хор детских голосов показывает, что ребята все правильно усвоили.
- Ребята, а давайте выучим это небольшое четверостишие!
Выходим в центр класса и повторяем слова, одновременно выполняя следующие действия:
Белый снег пушистый
В воздухе кружится (поднимаем руки вверх и кружимся)
И на землю тихо
Падает, ложится (приседаем на корточки и кладем ладошки на пол).
Ну, что же выучили отрывок стихотворения Ивана Сурикова, сделали небольшую разминочку, садимся на места.
- Ребята, а как вы думаете, если я одновременно брошу на пол стаканчик и вату, что упадет быстрее?
Выслушиваем гипотезы и предлагаем провести очередной научный эксперимент.
Для наглядности кусочек ваты должен быть разрыхлен, чтобы при опыте падал разительно медленнее.
- А как вы думаете, почему стаканчик упал первым?
Это удивительно, но дети сразу выдают правильный ответ: «Потому что стаканчик тяжелый, а вата легкая».
В завершение урока мы «озадачим» детей вопросом: «А как вы думаете, почему и стаканчик и вата, даже если мы их очень высоко подбросим, обязательно упадут на пол? Подумайте над этим до завтра».
Ответ на этот вопрос, конечно, не в компетенции детского садика. А вот в нашей компетенции заинтересовать детей, научиться обращать внимание на повседневные явления и задавать вопрос: «Почему?».

1 комментарий:

  1. привет! помогите советом, ищу где можно купить сухожаровой шкаф гп-20, аппарат для вакуумного массажа купить киев и аппарат для микродермабразии киев? работаю администртором в салоне красоты, директор попросила найти, а я не знаю где купить)

    ОтветитьУдалить